Нам с Вами многое известно о такой добродетели, как смиренность. Однако мало кто понимает, как это — по настоящему терпеть и смиряться с любыми неприятностями, выпавшими на человеческую долю. Спаситель учил наших предков «подставлять левую щёку», однако мы часто не готовы к этому.
Наша гордость не позволяет нам унижаться, ведь смиренность очень легко перепутать с обычной слабостью. А слабым человеком очень легко и приятно пользоваться. Потому-то слабыми мы быть не хотим — что же мы, прислужники какие-то?
Но что же представляет собой подлинная смиренность?
Порой мы сомневаемся, а сможем ли мы любить Господа столь же сильно, как любили Его, например, Святые? Жизнеописания праведников демонстрируют нам, насколько это трудно — по-настоящему, без оглядки верить в Бога.
Святым приходилось сталкиваться со множеством лишений — они ведь даже своим обидчиками не противоречили, а несчастья и беды воспринимали, как благо.
Современным людям очень сложно представить себе, как это — отречься от собственной жизни и принять монашеский обет. Мы слишком сильно ценим свои земные, мирские привязанности, и не можем от них отказаться.
Сегодня некоторые обители и вовсе становятся общественными, и из-за этого туда проникают всевозможные соблазны и греховность.
Но мы должны перестать бесконечно оглядываться на других и заняться постижением своего внутреннего мира.
А отвлечь от этого важного занятия нас, к сожалению, может очень многое. И чем чаще мы отвлекаемся, тем сильнее отдаляемся от душеспасительного самопознания.
Некоторые и вовсе не видят в этом занятии никакого смысла — такое чаще всего случается с людьми, жизнь которых складывается счастливо и благополучно. Зачем им думать о чём-то эфемерном? У них и так всё хорошо — не жизнь, а сказка.
И, на первый взгляд, такой человек действительно кажется счастливым и довольным, однако только он сам знает о том, что у него в сердце царит хаос.
Его мало что интересует — он помышляет лишь о собственных проблемах и о том, где же он поступил неправильно. Отчего же у него душа не на месте, если жизнь складывается настолько успешно?
Смиренность — это абсолютное доверие к Небесному Отцу. Смиренный человек безропотно принимает любой исход, воспринимая его как проявление воли Божьей. И в таком случае жизнь становится проще и понятнее. Несчастья уже не ранят так сильно, как прежде.
Яркий тому пример — Сам Спаситель. Ночью, накануне ареста, Христос испытывал страх. Придя в Гефсиманский сад, Он возносил молитвы и просил Господа о том, чтобы Его миновала «сия чаша». Но в то же время Иисус всем сердцем полагался на Бога.
Христос, как и мы, был человеком, а потому и простые человеческие чувства испытывал наравне с нами — Он боялся, страдал, сомневался, проявлял слабость и боролся с соблазнами.
Он смог доказать людям, что борьба с пороком — это необходимость. Ведь когда человек находится рядом с Господом, любит Его и доверяет Ему, никакие беды и искушения ему уже не страшны.
Безусловно, наблюдая за казнью Спасителя, фарисеи ликовали. Они были уверены в том, что одержали победу над этим назойливым Человеком.
Но существуют на свете вещи незыблемые и вечные — и к ним, прежде всего, относится вера. Она гораздо сильнее любой обиды, ненависти, мстительности и озлобленности.
Смиренность — навык крайне полезный. Она помогает нам избегать ненужного и лишнего. Часто мы, стремясь контролировать собственную жизнь, понимаем, что это бессмысленно.
И в такие моменты мы приходим к Богу, доверяя Ему и смиряясь. Мы должны и в радости, и в несчастье благодарить Небесного Отца за то, что Он даровал нам эту жизнь.
А по мнению Преподобного Ефрема Сирина, смирение помогает нам не только жить праведнее, но и очищать свой дух от прегрешений:
Рассказал о том, в каких случаях смирение наиболее уместно, протоиерей Димитрий Смирнов: «…Смирение — это то качество, которое уместно всегда.
Не зря Исаак Сирин называл смиренность «одеянием Божества». Смиряясь, мы уподобляемся Господу, смиренному в Собственных деяниях. И Сам Небесный Отец призывает нас к этому, говоря:
Иными словами, смиренность — это необходимый атрибут для человека, желающего идти христианским путём. Вспомним, например, о Дмитрии Донском.
Он однажды отправился к Сергию Радонежскому, попросил у него и у ещё двух иноков, бывших когда-то воинами, благословения.
После этого он, облачившись в доспехи, оседлал коня и поехал бить Мамая. И бился он до тех пор, пока не рухнул без сил. Так, без сознания, его через время и нашли. Он совершил подвиг, но со смиренностью в душе.
Смирение — это ведь не всегда про подставление щёк. Вот возьмём, к примеру, Александра Невского — его подданные несколько раз прогоняли его, а после этого просили вернуться обратно.
И он прощал этих людей и возвращался. Вот в подобных поступках и кроется поистине великое смирение.
А однажды Невский, взяв с собой меч, поскакал на коне к Чудскому озеру и потопил там всех врагов Ливонских. И при том сражался он с недругами, не зная пощады — от рыцарей только рожки да ножки оставались.
А ведь у рыцарей тех наверняка и жёны, и дети были… Но об этом помышлять было нельзя. И в этом тоже кроется великая смиренность.
Смиренность проявляет себя в те моменты, когда мы принимаем волю Небесного Отца, и, несмотря ни на что, всю жизнь трудимся, не жалея сил, не помышляя о послаблениях.
И не имеет значения, в чём именно этот труд проявляется — можно ведь быть и пекарем достойным, и портным, и сапожником, и полководцем, и царём. А потому смиренными мы должны оставаться всегда. Это — наша первая необходимость.
Однако ни в коем случае не стоит думать, что смиренность — это синоним пассивности или безвольности. Напротив, это — активность.
Однако важно помнить о том, что само словно «смирение» происходит от слова «мир». А потому каждое наше деяние должно совершаться с миром в душе, с чистым сердцем и с праведными, христианскими помыслами».