Она появилась на свет 12 сентября 1961 года в холодном Норильске. Здесь семья будущей актрисы отбывала ссылку — дедушка и бабушка Розы до войны возглавляли колхоз, но были обвинены в расхищении собственности и отправлены на поселение за полярный круг.
Детство девочки проходило среди ссыльных самого разного рода — доводилось общаться и с неграмотными крестьянами, и с интеллектуалами-диссидентами, и с отпетыми уголовниками.
Ещё в детском саду на маленькую Розу обратила внимание воспитательница-тёзка Роза Карловна — ссыльная немка была заядлой театралкой и смогла разглядеть в девочке творческие задатки.
Когда Розе исполнилось 12 лет, семье разрешили вернуться на родину в Татарстан. Правда селиться в Казани бывшим ссыльным не позволили, так что Хайруллины обосновались в сорока километрах от столицы — в городе Зеленодольске.
Именно здесь Роза начала посещать театральную студию. Педагоги в один голос заявляли, что талантливой и харизматичной девочке дорога в большие актрисы, однако родители Розы энтузиазма не разделяли.
Они с трудом могли представить собственную дочь с тяжёлыми чертами лица и ростом всего 156 сантиметров на сцене или в кадре.
Когда после школы Роза твёрдо решила ехать в Казань и поступать в театральный, мать лишь разочарованно заявила: «Ну что ж, в театре тоже нужны уроды».
Абитуриентку собственная внешность не слишком занимала — Роза горела сценой и мечтала играть для зрителей, так что никакие комплексы её остановить не могли.
В Казанское театральное училище её приняли с первой попытки, а уже вскоре студентка выходила на сцену местного Театра имени Камала — причём не в массовке, а в серьёзных ролях по Достоевскому, Шекспиру, Теннесси Уильямсу.
Когда Роза получила диплом, перед ней распахнули двери сразу пять театров, но она остановила выбор на Казанском ТЮЗе.
В этих стенах началось сотрудничество молодой актрисы с театральным режиссёром Борисом Цейтлиным, который высоко ценил талант Хайруллиной и очень ей доверял.
Уже в первой же постановке по пьесе Евгения Шварца «Дракон» режиссёр позволил Розе проявить инициативу.
Тогда актриса придумала для себя образ секретарши, которой не было в оригинальном произведении: в вечернем платье и валенках она сидела за пишущей машинкой и обливалась слезами, печатая приговоры и стенограммы допросов. Позже эту героиню позаимствовали и другие театры.
В ТЮЗе актриса служила на протяжении пятнадцати лет и это время стало для неё самым счастливым в жизни. Она была востребована, зрители её обожали и специально ходили в театр на Хайруллину.
Среди поклонниц оказалась и юная Чулпан Хаматова — будущая актриса пересмотрела все постановки, где играла Роза Хайруллина, а однажды даже караулила звезду сцены у входа в театра, загадав желание: если сейчас Роза выйдет из двери, тогда Чулпан попробует стать актрисой. И Роза вышла.
Счастливая полоса в жизни Розы Хайруллиной оборвалась в один миг. В середине 90-х здание ТЮЗа уничтожил большой пожар, и актёры разбрелись кто куда. Вслед за крахом родного театра начала рушиться и личная жизнь актрисы.
Умер брат, страдавший от наркотической зависимости — чтобы погасить его многочисленные долги, Розе пришлось продать квартиру.
Но и на этом несчастья не закончились — всего за каких-то полгода из жизни ушли мать, отец и ещё пять родственников актрисы. В одночасье она осталась совсем одна, не с кем было поделиться своей болью, никто не мог её утешить.
Роза была сломлена изнутри — она всерьёз подумывала отправиться вслед за своей семьёй, искала забвения в бутылке, всё глубже погружаясь в депрессию.
Из состояния полного отчаяния Хайруллину вытянула работа и духовник, который наказал собрать волю в кулак и жить дальше — ведь её ждёт величие самой Цветаевой.
Роза всегда верила в знаки судьбы и в словах священника увидела пророчество, ведь Цветаева была её любимой поэтессой. Актриса ухала в Нидерланды, где на протяжении года выходила на сцену, а после получила предложение от самарского ТЮЗа.
Хайруллина с головой погрузилась в работу, играла по тридцать спектаклей в месяц. Дети полюбили ей в образах Буратино и Пеппи Длинныйчулок, а вот в постановке «Василия Тёркина» актрисе досталась роль самой Смерти — ведь никто лучше Розы не смог бы понять этот образ.
Она часто терзалась сомнениями, что не имеет права выходить на сцену — считала, что из-за своего трагического взгляда на мир не несёт людям радость. Но зрители считали совершенно иначе.
На самарской сцене актрису заметил режиссёр Константин Богомолов. Именно он помог Розе перебраться в столицу и уговорил Олега Табакова принять невероятно самобытную провинциальную актрису в свой театр.
Творческий союз Богомолова и Хайруллиной оказался новаторским и очень успешным. На сцене «Табакерки» актриса сыграла в нескольких богомоловских постановках,
а наибольшей триумф ожидал её в питерском театре «Приют Комедианта» — здесь Богомолов поставил экспериметальный спектакль «Лир», где роль самого короля Лира досталась Розе Хайруллиной.
За эту работу актриса была удостоена главной театральной премии «Золотая маска». Сотрудничество с Богомоловым продолжилось и в стенах МХТ имени Чехова.
В нашумевшей постановке «Карамазовы» актриса сыграла сразу две роли — Алексея Карамазова и Лизавету Смердящую.
Переезд в столицу совпал и с кинематографическим дебютом Розы Хайруллиной. Ей было 48 лет, когда режиссёр Андрей Эшпай пригласил её на роль татарки-нищенки в исторической драме «Иван Грозный».
Яркий типаж актрисы не остался незамеченным — на неё посыпались предложения о съёмках, а настоящая слава пришла после роли ханши Тайдулы в «Орде», за которую актриса получила премию «Ника».
Зрители особенно полюбили её в комедийном образе бабушки Гриши в сериале «Ольга» — в этой роли Хайруллина радует поклонников на протяжении вот уже пяти сезонов.
Не менее успешным оказался и сериал «Содержанки», где актриса играет Зою Наумовну. За свою недолгую карьеру в кино Роза Хайруллина успела сняться уже в 80 проектах, а сегодня в производстве находятся сразу пять фильмов с её участием.
Несмотря на долгожданную популярность и любовь широкого зрителя, Роза Хайруллина временами погружается в тяжёлые переживания о прошлом.
Создать собственную семью у актрисы не получилось — подробности личной жизни она держит в тайне, не желая распространяться о причинах своего одиночества.
Переживать сложные моменты Розе помогают книги, музыка и фильмы, а также работа и встречи с людьми.
К успеху она относится настороженно — сегодня он есть, а завтра нет, так что актриса не боится снова вернуться в провинцию, если так сложатся обстоятельства.
Розу Хайруллину нередко называют «самой стильной бабушкой отечественного кинематографа» — актриса часто экспериментирует со стилем и в жизни выглядит даже более эффектно, чем на экране.