Унижения, пошлость и откровенное воровство: не выдержал и уволился из театра

Здравствуйте! Меня часто спрашивают — почему я уволился из театра после стольких лет службы? Но я не просто уволился, а почти полностью разочарован в театре и именно государственном.

Я служил в четырёх гос. театрах Москвы после выпуска из театрального института и сейчас расскажу вам что послужило причиной увольнения.

Все фото в статье из спектаклей со мной из моего личного архива

Заранее извиняюсь, дорогие читатели, если мой рассказ получится эмоциональным. Я очень люблю театр и считаю его лучшим из искусств, но сил и нервов служить в гос. учреждении культуры у меня не хватило.

Я с самого детства мечтал стать актёром, поступил в Щепкинский театральный институт и очень хотел попасть в труппу театра.

Я ещё студентом проходил практику в Малом театре, был счастлив играть в массовке с великими артистами и почувствовать атмосферу закулисья.

У меня была возможность попасть в труппу Малого театра, но я ей не воспользовался. У меня там очень много знакомых и друзей, которые рассказывали, что получить роль с текстом неимоверно трудно.

В Малом самая большая актёрская труппа в России — более 250 человек, и это не считая внештатных и приглашённых артистов.

Мой друг так радовался и отмечал, когда ему дали роль с текстом. До этого он четыре года был безмолвными персонажами.

Такой судьбы я себе очень не хотел и был рад попасть в любой другой театр, лишь бы только играть интересные роли, набираться опыта и работать

(Больше всего я люблю копаться в судьбе и биографии персонажа, создавать характер и поиск, поэтому я очень боялся сразу после института попасть в массовку и растерять все навыки).

Когда наш курс показывался по театрам в 2010-м году, меня пригласили сразу в три театра и я после долгих раздумий выбрал Новый драматический.

Понравилась атмосфера этого театра и то, что мне сразу дали интересные роли, причём одну почти главную, что редкость для «зелёного выпускника».

Ох, чувствую, если подробно начну описывать все причины моего разочарования, то статья выйдет длиннющим талмудом.

Читайте также  Что известно о жизни Романа Устюжанина - полиграфолога ток-шоу "На самом деле"

Напишу, пожалуй, только основные причины, а если вам интересны подробности моей службы в каждом театре, поставьте, пожалуйста, отметку «мне нравится», и так я пойму, что нужно об этом написать, что вам это интересно.

Итак, я служил в четырёх разных гос. театрах, и в каждом, плюс — минус, одно и то же. Департамент культуры один и тот же, и все директора ему подчиняются.

Одно из важных, но не главных, разочарований — это (банально) деньги. Можете меня называть меркантильным, мелочным, и говорить, мол, настоящий актёр, служащий в театре, сперва должен думать об искусстве и уж потом о деньгах.

Но денег в гос. театрах платят нищенски мало. Да, где-то есть спонсорские доплаты и премии от разных корифеев, но зарплаты везде примерно на одном уровне.

«Звезда» может получать много, но обычный артист получает копейки, при этом, «звезда» играет пару спектаклей в месяц и может на часик заехать на репетицию, а мы пашем.

А сколько сказок и детских спектаклей я играл… но я любил эти спектакли

Пока я был «зелёным» выпускником, меня денежный вопрос не сильно волновал. Да, были долги, «дошираки» и пельмени без мяса по акции, но я успокаивал себя тем, что служу искусству и что всё у меея впереди.

Но когда у меня появилась семья и дети, я быстро осознал, что выжить на театральную зарплату нереально. Я не вылезал с репетиций, ночевал в театре, а зарплата не превышала 35 тысяч. Напоминаю, это Москва.

При этом, режиссёры и худруки не отпускали на съёмки, не было времени подрабатывать, постоянно до позднего вечера в театре с самого утра, да и выходных иногда нет.

Я честно не понимаю как совести хватало и хватает платить такие зарплаты. Так ведь ещё и воруют. Это, кстати, вторая причина моего разочарования.

В каждом государственном театре, в котором я служил, я сталкивался с вопиющим воровством и распилами. Двух директоров посадили на моих глазах. (В разных театрах).

Один настолько обнаглел, что перед новым годом заплатил мне всего 4 тысячи рублей. Я тогда отпахал всю новогоднюю кампанию по три — четыре спектакля в день и интермедии.

Читайте также  Как складывается судьба Нины Гогаевой - самой красивой актрисы сериала «След»

Отказался ради театра от всех подработок. Поверил в обещание щедрой новогодней премии, а 30 декабря получил 4 тысячи. У меня тогда земля из под ног ушла.

А директор чуть ли не со слезами на глазах говорил, что ему самому нечего на стол накрывать. Выплатил, но в середине января и без всяких премий.

Мы писали письма куда только возможно, но всё бестолку. Спустя пару лет его, всё-таки, посадили и, как выяснилось он хорошенько приворовывал с каждого сотрудника и с каждой постановки.

Везде, где есть большие бюджетные деньги, обязательно найдётся хотя бы один вор, и даже в храме искусства — в театре.

Иногда от такой несправедливости я спать не мог и тратил катастрофически много нервов, что моего ресурса совсем не оставалось на роли. Репетируешь, вкладываешь всего себя, а тебя обворовывают и эксплуатируют.

Работал я и в частном театре и видел как люди обожают своё дело, а руководство каждую копейку вкладывает в дело. Дорожат каждым артистом и сотрудником, нацелены на качество и зрителя, потому что без зрителя такой театр не выживет.

А в гос. театре зритель , что парадокс, часто совсем не важен и не нужен. Есть план по спектаклям, спущенный сверху и без разницы сколько в зале зрителей.

Сколько я играл на пустые залы только потому, что директору жалко денег на рекламу и пиарщиков. Это тоже одна из причин. Пустые залы — страшная беда для актёра.

Ну а самая веская и главная причина — это непрофессиональные управленцы, несведущие ничего в культуре директора и худруки — новаторы, которых к театру даже близко подпускать не стоит.

Это повсюду в наших театрах. Департамент культуры иногда назначает в театры бывших теннисистов, генералов, школьных директоров и других личностей, которые и в театре-то никогда раньше не были.

Приходя, они даже спектакли не смотрят, но начинают развивать бурную деятельность, ломая традиции и унижая людей.

Читайте также  Почему Александр Бялко стал персоной нон грата в «Что? Где? Когда?». Последняя любовь знатока

В каждом театре я сталкивался с абсолютно далёкими от культуры людьми. Они и есть главная беда наших гос. театров. Я не понимаю почему их назначают. Блат, кумовство или что-то иное?

Я потратил столько сил и нервов на споры с такими «руководителями», на убеждения их в очевидных и понятных любому творческому человеку вещах, а мог ведь творить и заниматься ролями. Но я был в заложниках у (нет тут цензурных слов).

А худрук-новатор стал последней каплей лично для меня. При всех описанных выше проблемах, у нас в театре были режиссёры, с которыми было очень интересно работать, у меня были отличные и любимые роли.

Даже при маленьких деньгах, ненормированном графике и абсурдном руководстве, было настоящее искусство, ради которого я мог либо терпеть, либо «не замечать» остальное.

Но гам назначили эпатажную режиссёршу — худрука, которая избавилась от моих любимых спектаклей и начала ставить свои «шедевры».

Она ничего не объясняла, заставляла нас бегать по кругу и орать текст, петь его, как частушки и всякое в таком духе. Я не смог так работать — играть что-то, что я сам (думаю, и она тоже) не понимаю.

Да и пошлость появилась в её постановках. Я ушёл из гос.театра. Не жалею ни секунды. Да, скучаю по своим ролям, которые я очень любил.

Скучаю по некоторым коллегам, но жизнь моя стала куда лучше и счастливее. Может быть, если что-то изменится, я попробую ещё раз дать гос. театру шанс, но пока никакого просвета я не вижу.

Наоборот, коллеги говорят, что после реорганизации и слияний многих театров началась жуткая суматоха и стало только хуже.

Снимаюсь в кино, преподаю, пишу для вас тут, а недавно пригласили играть приглашенным артистом в спектакле. Репетирую и пока всё нравится.

Очень интересно узнать ваше мнение, дорогие читатели. Напишите, пожалуйста, ваши мысли в комментариях. На ваши вопросы я тоже с удовольствием отвечу.

Источник