Нужно ли христианину планировать или пусть всё управит Бог: Объясняют священники

Должен ли христианин строить планы или нужно всё отдать на волю Божью? И как относиться к тому, когда наши планы рушатся? Об этом размышляли священнослужители и православный психолог.

Фёдор Бородин — протоиерей, настоятель московского храма св. Косьмы и Дамиана на Маросейке, публицист, писатель, общественный деятель, отец восьмерых детей.

Фёдор Бородин, протоиерей: Господь сказал: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы».

Господь говорит нам, что нам не надо заботиться о том, что нам есть, что пить и во что одеваться. Речь идёт о том, чтобы опустить руки и ничего не делать? Конечно, нет. Речь о том, что надо правильно расставить приоритеты:

«Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам».
Именно этим словами заканчивается беседа Господа.

Это не значит, что не нужно заботиться ни о чём. Если у тебя есть дети, семья или пожилые родители, как ты можешь не работать? Это будет предательство по отношению к близким.

Речь идёт о том, что мы не должны уповать на то, что мы накопили или то, что мы имеем. Во-первых, потому что в этом уповании всегда есть отказ от надежды на Бога. А, во-вторых, мы должны понимать, что есть главное.

Когда мы понимаем главное, то мы спокойно относимся к тому, что второстепенного имеется чуть больше или чуть меньше. Мы к этому относимся спокойно, потому что мы доверяем Богу. При этом мы не ропщем и не испытываем отчаяние, уныние, озлобление…

Преподобный Нил Синайский говорит, что доверие к Богу выражается в том, что человек полностью Ему доверяет и вообще ни о чём не печётся. Но так мог жить только Адам в раю.

Мы после грехопадения так жить не можем. Мы должны и трудиться, и строить… Но даже на свою трудоспособность не надо уповать. Это тоже удаление от Господа.

Читайте также  Больше не добавляю соль в пельменное тесто. Не ожидала, что без нее тесто совсем другое

Надо всё распределить правильно: молиться, просить благословения на каждый труд, благодарить Бога за всё, что удалось. И благодарить Бога за всё, что у тебя есть на столе сейчас. Этого могло бы не быть. И надо трудиться дальше. А, прежде всего, молиться.

Никита Яночкин — практикующий психолог с христианским (православным) мировоззрением.

Никита Яночкин, православный психолог: Психологи часто говорят о целеполагании. Когда об этом слышат люди, которые ходят в церковь, они начинают пугаться этой информации.

Они считают, что Господь и так всё управит. Что надо прежде всего искать Царствия Небесного. Что надо заботиться только о сегодняшнем дне.

Да, преподобный Серафим Саровский говорил, что цель христианина — это стяжание Духа Святого. Но ведь наша жизнь состоит так же и из земных дел, которые бывают краткосрочные,

а бывают долгосрочные: окончить школу, поступить в вуз, жениться, определиться с жильём, подготовить ребёнка к школе… Это обычные житейские дела, о которых обязательно надо думать.

Человек — это и душа, и тело. Цели могут быть и духовные, и материальные. И это нормально. И в этом нет никакого греха. А люди, которые преследуют только духовные цели, могут ничего не предпринимать в материальной плоскости, и в итоге топчутся на месте.

Никон (Лазару) — игумен, старец Святой горы Афон.

Никон Лазару, игумен, старец святой горы Афон: Иногда наши планы рушатся. Не надо сопротивляться, когда они рушатся. Потому что мы не знаем, действительно ли, они нарушились, или Бог, вмешиваясь, ведёт нас к чему-то лучшему.

Однажды один монах из нашего скита торопился на корабль, чтобы отплыть в Уранополис, а затем на машине он планировал добраться в Солоники. Он побежал вниз, чтобы успеть на корабль. Но через пятнадцать минут я снова увидел его у кельи.

Читайте также  «И почему я раньше так не готовила – трюк, который покорил всех»: вкуснейшие пирожки на кефире (делюсь рецептом)

Я спросил, что случилось? Почему не уехал. Он ответил, что всё хорошо. Что он не успел на корабль. Он сказал, что всё хорошо, потому что Бог хотел, чтобы так случилось. Может быть, Господь спас его от чего-то ужасного.

Нам нужно понимать, что наша жизнь находится в руках Отца, который нас любит. Того, кто умер за нас из любви к нам. То, что нам кажется нарушением наших планов или неудачей, может, спустя какое-то время оказаться счастьем или успехом.

Поэтому когда у нас есть ум Христов, то нам нужно делать то, что говорит апостол Павел: «За всё благодарите!»

Надо благодарить и славить Христа за всё, даже за неприятные вещи, которые с нами происходят. Не потому, что это является плохим или хорошим, а потому что мы не знаем, к чему бы нас это привело.

Но это не значит, что когда с нами происходит что-то плохое, мы должны оставить усилия, чтобы этому воспротивиться. Или, когда сталкиваемся с какой-то трудностью, отступить и сказать, что это — воля Божья. Нет, мы должны настойчиво достигать успеха и продолжать трудиться.

Есть в этом воля Божья или нет, станет понятно позже. Не надо под предлогом воли Божьей сразу отступать. Мы должны научиться идти вперёд, не отступая при первой неудаче.

Поскольку воля Божья может быть в том, чтобы мы проявили свою настойчивость, мужество и решительность.

И всё это надо делать без волнения и без сетования, что у нас это не получается. И без вопроса, почему это происходит. Надо оставить вопрос «почему?» и думать, что мы можем сделать.

И когда сделаем всё, что в наших силах, на этом остановимся и скажем: «Если это от Бога, то наши усилия принесут плоды. А если на это нет воли Божьей, то хорошо, что у нас ничего не вышло».

Читайте также  Варю перловку так, что всегда просят добавки! Рассыпчатая и тает во рту. Просто вау!

Источник