Если вижу его в списке актеров – без разговоров качаю сериал. Он – гений отрицательного обаяния. Наличие Хвошнянского в проекте всегда как знак качества.
И даже если у него второстепенная роль, как обычно, он настолько украшает своим появлением любой проект, что все равно любо-дорого взглянуть.
Сегодня поговорим о самобытном и, увы, недооцененном актере. Может, дорогу кому-то перешел?… Борис Хвошнянский в этом году встретил 56-летие.
Его фильмография насчитывает 128 (!!!) работ! Это огромное количество, но почти все его роли – второстепенные, а то и эпизоды.
Полагаю, именно из-за отсутствия запоминающихся главных «козырных» ролей Хвошнянский мало узнаваем и за ним нет шлейфа статусности тех же Машкова, Миронова, Сухорукова, да даже Петрова.
Путь Бориса в профессию был долгим. 1968 год. Мальчик появился на свет в одном из роддомов Ленинграда. Его родители были инженерами-физиками и работали в НПО, разрабатывавшем клапаны для топливных систем, в том числе и для ракетных двигателей.
Папаня дневал и ночевал на Байконуре, а мама стояла у кульмана в КБ. Позже отец уйдет в преподаватели физики.
Мама будущего актера, несмотря на физ-мат таланты, с детства обладала уникальным слухом и закончила муз школу. Сына она тоже отдала туда, однако Борису было интереснее гонять мяч на улице, и занятия в «музыкалке» он безбожно прогуливал.
После школы он попытался стать студентом ЛГТИМиКа и с треском провалился. Сказалось отсутствие подготовки.
Потом была армия, и лишь спустя пару лет упрямый юноша добился своей цели: поступил таки в вожделенный ЛГТИМиК. Кстати, учился на одном курсе с Дмитрием Нагиевым и Игорем Лифановым.
Выпустился в 1992: театры закрывались один за другим, работы не было даже для проф актеров, что уж говорить про зеленых выпускников.
Ольга Тарасенко, ставшая впоследствии первой женой Хвошнянского, училась на курс старше. «Подкатывал» он к первой жене своеобразно. Не знаю, как вы, а мне стало бы обидно после таких «подкатов», глуповато как-то:
«Это была девушка неземной красоты, да и сейчас такой остается, немудрено, что кавалеры вокруг нее роились как пчелы.
Мне мои шансы казались равными нулю, однако хватало наглости использовать любой повод, чтобы подкатить к первой красавице института на кривой козе.
Оля носила декоративные круглые очки, и притворившись внезапно ослепшим, я шарил в пространстве вокруг нее руками и гундосил:
«Позвольте примерить ваши окуляры — вдруг прозрею? Не проводите ли вы меня, слепца, до дому?» (с) Впрочем, Ольга в итоге выбрала именно его из толпы ухажеров.
В стране была безработица, но Борису крупно повезло: гастроли в Германию пришлись на осень 1992 года, сразу после выпуска. Разумеется, он согласился.
На родине была полная разруха, безработица и нищета, — вот из такой беспросветности молодые артисты попали в буржуинский рай.
Там, на чужбине, в стрессовой для себя среде (язык знали плохо либо вовсе не знали), Ольга окончательно стала его женщиной. Позже они вернулись в Россию, не найдя поводов оставаться на чужбине.
В 1998 году родился сын Марк. Увы, но Хвошнянский оказался не совсем образцовым отцом. Ему тогда было уже 30 – возраст, вполне пригодный для осознанного родительства.
Ольга была сконцентрирована на малыше, мужа это раздражало. Ситуация обострялась безденежьем. Увы, но брак трещал по швам и развод был неминуем.
Все эти годы, с момента возвращения из германии в родной Петербург, и до конца 00-х, Хвошнянский активно «крутился» и искал себя.
Искал подработки, менял театры (он успешный театральный актер), снимался в кино, соглашался на небольшие роли. Даже играл в муз группах на гитаре.
«У меня был еще хотя и незначительный, но приятный приработок: играл в паре групп на бас-гитаре. Полтора года совмещал концертную деятельность с театром, однако со временем встала проблема выбора и гитару пришлось отложить в сторону.
Через какое-то время ушел и из «Буффа» — появились приглашения в драматические спектакли-антрепризы, которые по-актерски гораздо привлекательнее.
Раз в месяц в Зеркальной гостиной и салоне устраивались ночные «огоньки» с карнавалом и дискотекой.
Развлекая гостей, создавая «не совсем театральную атмосферу», актеры вольно или невольно раскручивали их на дорогие коньяки и прочую огненную воду: от размера выручки бара зависел и наш бонус.
Такая консумация приносила неплохие дивиденды — на кеш, полученный за одну ночь, можно было широко жить до следующего «огонька».
Второй избранницей актера стала коллега Юлия Шарикова. Встреча произошла на съемочной площадке фильма «Танцор». Пара не торопится официально оформлять отношения даже спустя 18 лет, несмотря на рождение дочери Сони и сына Арсения.
Семья живет на два города: Юлия с детьми — в Санкт-Петербурге, Борис — в Москве. Жена приостановила карьеру и посвятила себя быту. В этот раз появление детей на свет не так травмировало актера, как появление первенца в 90-х:
«Во-первых, Юля оказалась другой матерью — без сумасшедшего трепета, постоянных страхов. Да и я уже был более готов к отцовству.
Если Марка брал на руки, трясясь от мысли: «А вдруг у него что-нибудь отвалится?!» — то Соньку купал, пеленал, менял подгузники на автомате. Уложив дочку в кенгурятник, ездили в гости, на съемки.
Было спокойное родительское счастье, ничем не омраченная радость. Когда спустя пять лет после Сони на свет появился Сеня, мы с Юлей были уже серьезными доками в выращивании детей. Хоть курсы открывай» (с)
Сегодня 56-летний Хвошнянский ведет активный образ жизни: служит в театре, снимается в кино, занимается семьей, да еще и, по его признанию, не чурается и мужской работы:
«Лучшего седатива и антистресса просто не придумать. Сейчас обустраиваю изнутри дачу, оттого руки как у плотника.
К сожалению, сыновья, ни старшенький, ни младшенький (хотя Сене всего восемь и помощник из него пока неважнецкий), интереса к столярному делу не проявляют, так что тружусь один»
Хвошнянский прошел долгий путь от парня, который не знал куда себя деть, но который стремился к цели, к состоявшемуся человеку.
Сегодня он узнаваем и востребован режиссерами. Но, увы, ту самую Главную Роль всей жизни, которая должна быть у каждого актера, он еще не сыграл.
В 2024 году должна выйти кино-адаптация «Преступления и наказания», опять наши современные деятели что-то намудрили. В главных ролях сняли дико популярные сейчас Ваня Янковский и Тихон Жизневский.
Борису Анатольевичу же доверили второстепенного персонажа Тень… Снова второстепенная роль, но явно очень интересная, как и всё в его исполнении. Что ж. Посмотрим…