Александр Семчев не раз скромно признавался, что, видимо, так и останется в памяти зрителей как Толстяк из рекламы пива.
Время показало, что это не так. Чего стоят его киноработы хотя бы в «Козленке в молоке», «Ликвидации», «Свадьбе», «Дне выборов».
Да, он не играет классических героев-любовников, и в его репертуаре почти нет главных ролей. Но, как известно, «маленьких ролей не бывает» — есть плохие актеры.
А Александр Семчев как раз из тех артистов, кто из эпизода может сделать «конфетку». Недаром пару недель назад ему присвоили звание «Народный артист Российской Федерации».
К 55-летию Александра Семчева предлагаю небольшое его интервью 2011 года.
В ДЕТСТВЕ ДРАЗНИЛИ БОЛЬШИМ СЭМОМ
— Александр Львович, судя по информации официального сайта МХТ (Московского художественного театра имени Чехова), вы заняты в шести спектаклях текущего репертуара…
— Точней, в четырех. В «Белой гвардии» играю Лариосика (в 2004 году Семчев был удостоен театральной премии «Чайка» за лучшую комедийную роль именно за Лариосика. – авт.).
В «Старосветские помещики» продолжаю играть Афанасия Ивановича – этому спектаклю почти десять лет. В «Тартюфе» я – Оргон, муж Эмилии.
«Утиная охота», где я играл Саяпина, уже снята с репертуара. Зато в премьерном спектакле «Призраки» по пьесе Эдуардо Де Филиппо я играю роль привратника Рафаэлле.
— Говорят, что роль Лариосика удалась вам, так как вы по характеру схожи с этим персонажем?
— Нет, я совсем не такой недотепа. Как раз многие удивляются, сравнивая меня в реальной жизни с моими комедийными героями. Надеюсь, я по-хорошему серьезный, надежный человек.
— У вас ведь лихо закрученная актерская судьба. Начинали в провинции, о звездной карьере не мечтали, все решил случай…
— А у кого она простая, судьба? Я родился в Вышнем Волочке. Обычный такой мальчишка. На подвиги не тянуло, не хулиганил – в коробке из-под торта не гадил, кнопки учителям на стул не подкладывал, да и окна не разбивал.
Хотя, сейчас начинаю жалеть, что не сделал всего этого. Было бы что вспомнить. И кликуха у меня, конечно же, была. Доцентом меня дразнили. А еще называли меня Большим Сэмом или Семечкой.
— Откуда желание стать актером?
— Отслужил в армии, потом увлекся художественной самодеятельностью, пошел в культпросветучилище в Твери.
Пробовал себя и в кукольном театре, и как диск-жокей. Не как нынешние «диджеи», что просто меняют пластинки, а как старый добрый диск-жокей, который разговаривает с публикой, комментирует происходящее.
В Вышневолоцком драматическом театре я начинал работать как замдиректора по хозяйственной части, короче, завхозом. Добывал краски, стройматериалы, торф для обогрева помещений. Надевал костюм в полоску, в нем казался важным человеком.
Потом меня обвинили в использовании служебного транспорта в личных целях! В то время как труппа уехала на гастроли, мы с друзьями рванули по грибы на театральном автобусике.
Кто-то из «доброжелателей» позвонил директору театра, короче, настучал. Мне сказали: либо увольняйся, либо ступай в артисты, во вспомогательный состав.
Так наказали! Я начинал свою карьеру с роли Холодильника в пьесе Коляды «Крестики-нолики», затем понемножку стал подниматься и добрался до главных ролей.
«МОЙ ВЕС – МОЯ «ФИШКА», НО ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ»
— Самое яркое воспоминание той поры?
— Ой, да много чего было, что вспоминать. Главное, когда я отправился в Москву на прослушивание, на меня обратил внимание сам Олег Николаевич Ефремов, царство ему небесное.
Сначала я показывался на роль Эзопа, но не прошел. Но меня, точней, мою комплекцию запомнили, и когда получил травму блестящий актер Вячеслав Михайлович Невинный, то про меня вспомнили, разыскали и привели к Олегу Николаевичу Ефремову.
И он принял меня в труппу. Так я попал во МХАТ, ввелся на роль Оргона в «Тартюфе», на Яичницу в «Женитьбе», играл ребе в «Тойбеле и ее демоне»…
— Время от времени в прессе появляются сообщения о том, что Семчев решил похудеть… Но соответствуют ли они действительности? Ведь вы же сами не раз говорили, что ваша комплекция – ваша «валюта», фишка…
— Действительно, говорил. Но это было раньше. Я был моложе, здоровья больше. Теперь я стал более тщательно и вдумчиво относиться к себе, своей физической форме.
Чем больше вес, тем больше нагрузка на сердце. А перед премьерой спектакля «Призраки» я похудел по совету режиссера Евгения Писарева, так как это требовалось по роли.
Конечно, когда худеешь, то настроение улучшается, жить гораздо веселей. В свое время я перепробовал многие диеты, и таблетки пил, в том числе и какие-то новомодные, но пришел к выводу, что худеть лучше всего по традиционной методике и, конечно же, под наблюдением докторов.
Стараюсь не есть после шести вечера, отказываться от жареного, жирного, копченого, сладкого, мучного – в общем, никаких хитростей. Основу моего рациона составляют хлеб с отрубями, нежирная рыба, морепродукты, постное мясо, гречка, овсянка, овощи.
Да, многим я запомнился по рекламе Толстяка. Но всему свое время. Раз я запомнился многим людям, значит, это была не самая плохая реклама. Но становиться звездой реклaмных роликов никак не входило в мои планы.
— Было дело, вы и «Запорожец» рекламировали… А сами на чем сейчас ездите?
— У меня хорошая машина. Достраиваю трехэтажный дом. Но знаете, я не любитель разговоров о личной жизни, машине, квартире, даче….
Мне это совершенно непонятно. По-моему, это очень нездоровое любопытство: что актер пьет, с кем спит, на чем ездит. Суета это все.
— Одно время писали, что вы вновь женились…
— Я бы не стал затрагивать и эту тему. Скажу только, что у меня замечательный сын Фёдор. Непоседа, энергичный парень, умница, очень сообразительный.
Ощущение отцовства – это полный кайф. Хочется соответствовать, не обманывать его, беречь, лелеять. Хочется, чтобы он преуспевал. Например, в учебе, спорте. И самое главное, чтоб со здоровьем было все в порядке.
«МЫ ЗАПАДНЫХ ЗВЕЗД ПЕРЕОЦЕНИВАЕМ»
— Вы острохарактерный актер, а на сцене вам часто приходится быть смешным. Не обидно, что режиссеры используют только малую часть ваших возможностей?
— Ну нет, я абсолютно не комплексую по этому поводу. У меня достаточный диапазон, чтобы играть и серьезные вещи, и комедийные, но используют меня большей частью как комедийного артиста. Не знаю, есть ли смысл кого-то тут переубеждать.
Пусть лучше это сделают мои персонажи. Да, я люблю объемные, характерные роли, где есть и смех, и слезы. Вообще, я считаю, что из смеха перейти в слезы – это для актера высший пилотаж. Именно так играли мои кумиры – Евгений Леонов, Фаина Раневская.
— Такие роли вам часто доставались?
— По счастью, да. Но не так часто как хотелось бы. Все-таки мне хочется почаще вырываться из амплуа комика, играть что-то неожиданное.
— У вас есть свой секрет, как заставить зрителя смеяться и плакать?
— Конечно, работая над ролью, я во многом питаюсь своим жизненным опытом. Плюс в моей профессии важен момент подсмотренного, украденного или присвоенного.
— Может, мечтаете сыграть Гамлета?
— Кстати, а я уже играл Гамлета. Правда, не у Шекспира, а в такой бульварной пьесе «Острый соус» Андрея Николаева.
Кстати, согласно Шекспиру, Гамлет – как раз толстый одышливый парень, а не субтильный худой невротик. Так что это как раз мой персонаж.
— В фильме «Ты и я» вам довелось сыграть с восходящей голливудской звездой Мишей Бартон… Но в недавнем телеинтервью в программе Федора Бондарчука вы довольно едко высказались в ее адрес, сказав, что во многих голливудских звездах больше пафоса, чем настоящего таланта и глубины…
— Ну а что, мне с этой Мишей Бартон детей крестить? Но она же не артистка, она скорее модель. Я там не увидел ничего выдающегося. Наверное, она сейчас на гребне волны, но это же дутая ситуация, продукт пиара.
А ты пойди, выйди и чего-нибудь сделай! Ничего такого там не было сногсшибательного, правда. Я сказал, что думал. И даже не о ней конкретно, а вообще о том, что у нас еще жив пиетет перед заезжими звездочками любого ранга.
А ведь все приличные голливудские актеры почитают за честь обучаться в школе драматического искусства, которую основал Михаил Чехов. Но мы по-прежнему западных звезд переоцениваем, а своих недооцениваем.