Прославленный советский артист Готлиб Ронинсон по праву носит негласное звание короля эпизодов. Появляясь на экране всего на несколько секунд с парой фраз, Ронинсон сумел завоевать любовь народа. Он умел так филигранно подобрать интонацию, что его героев тут же разбирали на цитаты.
Чего стоит только его фирменное «Не надо фамильярностей!» в главном новогоднем фильме страны. Да-да, в том самом, где каждый год в канун новогодней ночи герой с друзьями ходит в баню.
В кино, Ронинсон воплощал образы неунывающих простачков с вечной улыбкой до ушей, а вот в жизни ему часто было не до смеха.
Многие замечали странное несоответствие в лице Готлиба: улыбка сверкает во все тридцать два, а в глазах плещется вся печаль мира. Из-за этой особенности народная молва нарекла артиста комиком с грустным взглядом.
Что стало причиной бездонной грусти, поселившейся в глазах артиста? Попробуем разобраться!
Детство и юность
Будущий король эпизода появился на свет в 1916 году в еврейской семье. Когда мальчик был совсем маленьким, его папа ушел из семьи. В результате бремя воспитания сына легло на хрупкие материнские плечи.
Фанатичная любовь мамы
Мама так беззаветно любила сыночка, что когда он повзрослел и стал приводить домой девушек, хваталась за сердце и причитала:
– Ой, на кого ж ты маму рОдную оставить решил?! Ты ж посмотри на эту «красавицу»: ноги колесом, зубы веером, руки-крюки! Ну, разве этими руками она сможет приготовить твой любимый форшмак?!
Готлиб смотрел на свою избранницу, потом на маму. Снова на избранницу и опять на маму.
– Сонечка, ты иди… – бормотал он, опустив глаза – потом встретимся как-нибудь.
Сонечка ушла, хлопнув дверью, а Готлиб остался с мамой.
Так же, как Сонечка, уходили Катеньки, Настеньки, Наташеньки и многие другие. Все они не нравились матери молодого человека, а он был безмерно к ней привязан.
В итоге он прожил с мамой до конца ее дней – они вдвоем ютились в тесной коморке однокомнатной квартиры.
О труде и пении в хоре
Бытует мнение, что если не везет в любви, то наверняка повезет в карьере. Однако в случае героя нашей статьи, эта народная поговорка теряет свою актуальность. С работой у Ронинсона тоже было не все гладко.
Что такое труд Готлиб узнал рано. Едва ему исполнилось 15, парень пошел работать, чтобы только маме было полегче. В это время он был еще школьником и чудом умудрялся совмещать школу, работу и занятия в хоре.
– Готлиб, у тебя потрясающий голос! – умиленно восклицала руководительница хора, сложив руки бутончиком – погоди пару лет, голос сломается, и ты станешь очень красивым тенором! За тобой все оперные театры страны охотиться будут!
Готлиб поежился. Ему не очень-то хотелось, чтобы за ним кто-то там охотился. Пару лет парнишка с содроганием ждал, когда прорежется тот самый чудо-голос, о котором ему прожужжали все уши, но после ломки голос был самым обычным, ничем не примечательным.
Поэтому парню пришлось покинуть хор. Чтобы чем-то занять себя, Готлиб пошел в мимический театральный ансамбль, однако надолго там не задержался.
Об армии
С раннего детства Готлиба мучили приступы эпилепсии, поэтому ни о какой службе в армии не могло быть и речи, равно как и об отправке на фронт.
С 1941 по 1945 годы будущий артист трудился на благо Родины, работая на должности детдомовского воспитателя в Омске.
В ходе работы у молодого человека открылись блестящие актерские способности, благодаря которым он часто радовал воспитанников небольшими концертами.
Театр, которому был верен до конца
Когда страшные военные годы остались позади, Ронинсон решил развивать свой талант и подал документы Щукинское училище, куда с легкостью поступил.
Играючи окончив учебу, артистичный парнишка пришел служить в театр на Таганке, которому в последствии отдал без малого 45 лет.
Разноплановый артист
Хотя большинству зрителей Готлиб Ронинсон знаком как актер комедийного жанра, ему все же были по плечу самые разные амплуа.
Он был одинаково органичен и в образе нелепого комика, и в трагической ипостаси, и даже в образе роковой красотки ему не было равных! Секрет небывалой разноплановости крылся в филигранном владении мимикой.
Как бы то ни было, едва Готлиб Михайлович выходил на сцену, как по залу прокатывалась волна смеха.
В народе Ронинсона прозвали маэстро гротеска и «рыцарем забавных перевоплощений». Хоть ему и были по плечу любые образы, но дар гримасничать обрек актера на то, что в глазах народа он был комиком. Причем таким, которому не было равных.
Но если бы комиком его воспринимали только простые люди, это было бы полбеды. Куда хуже был тот факт, что режиссеры тоже воспринимали артиста как забавного недотепу.
Кинокарьера
Артист часто мелькал в эпизодических ролях смешных добряков, однако известность к нему пришла в 50 лет. Звездным часом Ронильсона стала работа в киноленте Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Некоторое время спустя артисту предложили роль мужа-ревнивца в киноленте «Зигзаг удачи».
После того как Ронинсон воплотил на экране столь яркие образы, его начали узнавать на улицах. Кроме того, именитые советские режиссеры вдруг заметили потрясающего артиста и начали звать в свои киноленты.
У Гайдая он засветился в «12 стульях» и «Не может быть», Данелия снял его в своем «Афоне», а Коренев позвал артиста на роль руководителя цеха в киноленту «Большая перемена».
Необычный дар
Готлиб Ронинсон и в жизни был таким же чудаком, как на экране. Только отнюдь не веселым, а очень ранимым и по-детски капризным.
Из-за непростого характера у артиста не было ни друзей, ни приятелей и даже коллеги по театру не горели желанием делить с ним гримерку. При этом актера нередко просили о помощи. Нет, не подменить в спектакле, если что.
В театре все знали, что Ронинсон может излечить зубную и головную боль, несколько минут поводив ладонями над головой страдальца. За столь необычный и весьма полезный дар коллеги прозвали артиста «министром здравоохранения Таганки».
Личная драма всей жизни
Поговаривали, что, будучи юнцом со смазливой мордашкой, Готлиб подвергся надругательству. Виновником сего стал пластичный парнишка, носивший забавную кличку «Корень». В тот день он подошел к Ронинсону и положил руку ему на плечо.
– Хочешь, по-дружески помогу тебе освоить хореографию? – спросил Корень, усмехаясь.
– Хочу! – доверчиво кивнул Готлиб.
– После занятий жду в подсобке. Там никто не помешает нашим… тренировкам.
Когда Готлиб пришел в подсобку, «Корень» надругался над ним, нанеся тем самым страшную психологическую травму. Будущий артист всеми силами пытался забыть о страшном происшествии.
Будучи студентом он даже предпринял попытку ухаживать за юной красавицей Татьяной Коптевой. Та сначала прониклась к Готлибу симпатией, а потом какой-то доброхот поведал девушке «страшную тайну» ее ухажёра.
С тех пор Таня начала сторониться Готлиба, не желая слушать никаких объяснений. Вопреки всему артист много лет мечтал стать любящим мужем и отцом. Однако единственной женщиной, безмерно любящей его, до конца дней была его мать.
Одиночество
Артиста обожали зрители, но известность не принесла ему счастья. Готлиб ощущал себя безмерно одиноким и никому не нужным. Пустота и одиночество стали постоянными спутниками актера после того, как не стало его мамы.
Артист ни разу не был женат и не имел детей. При этом актер души не чаял в детишках и легко сходился с ними. Отдушиной актера стали окрестные голуби, которых он подкармливал.
С 1980-х ролей в кино стало в разы меньше, да и в родном театре было мало работы. Артист начал часто болеть.
За долгие годы артист скопил внушительную сумму и завещал ее детскому дому. Но грянули 90-е и все накопления «сгорели». Распад СССР стал для Готлиба тяжелейшим ударом.
Декабрьским днем 1991 года 75-летний Ронинсон не вышел на работу, что сильно встревожило коллег.
Бездыханного артиста нашли лежащим на полу в собственной квартире. Он ушел на тот свет от сердечного приступа, так и не познав ни больших и серьезных ролей, ни личного счастья.