История о том, как во время съемок всё пошло не по плану, зато в итоге получилось лучше, чем ожидалось.
Режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов снимали фильм «Берег» (1984) по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева.
Это история о том, как в самом конце войны русский лейтенант (его сыграл Борис Щербаков) влюбляется в немецкую девушку Эмму, которую играла Наталья Белохвостикова, супруга режиссера Наумова.
Чувства обоюдные, но у молодых людей не может быть никакого будущего. Спустя много лет главный герой, ставший известным советским писателем, приезжает в Западную Германию, где встречает, но не сразу узнает свою первую любовь.
Действие фильма происходит в двух временных эпохах: 1945 год и современность. Сюжет нелинейный, прошлое и настоящее постоянное переплетаются.
Как-то на закате снималась сцена свидания Эммы и лейтенанта Никитина. Видеться им приходилось тайком от однополчан советского офицера.
По сценарию, спрятавшись за остовом разбитого самолета, под дождем, герой Щербакова катается на велосипеде по огромной луже, а его возлюбленная пытается догнать его и укрыть зонтом.
А дальше все пошло не по плану. В какой-то момент сначала Наталья Белохвостикова, а сразу за ней велосипед Бориса Щербакова цепляются за незамеченную никем корягу, и оба влюбленных падают, как подкошенные, прямо в воду.
При этом актриса плюхнулась всем телом, а вот актер устоял на ногах… Два профессионала мгновенно осознали, что непредвиденный конфуз нужно использовать, а сцену, пусть и измененную, доиграть до конца.
Советский лейтенант хватает свою возлюбленную на руки, выносит из воды, а потом они мокрые и счастливые целуются, обнимаются и хохочут от счастья.
Самое интересное, что оператор не остановил камеру. А режиссеры, отсмотрев материал, решили ничего не переснимать. Получилось лучше, чем ожидалось.
Эпизод вошел в фильм именно в таком виде, и многие посчитали, что это один из самых удачных моментов в картине.
В кинотеатрах историю несчастной любви посмотрели более 24 млн. зрителей. На 17-м Всесоюзном кинофестивале «Берег» получил главный приз, а в год 40-летия Победы создатели картины были удостоены Государственной премии СССР.