Вопрос:
«Как правильно поминать усопших?».
Отвечает батюшка:
Часто так спрашивают, имея в виду, что приготовить, в какой день и какую еду принести на могилку – водку, сигареты, еще что-нибудь. Но на самом деле поминовение предполагает поминовение только лишь молитвенное, а не продуктовое, гастрономическое.
Поэтому в день памяти этого человека, в день его смерти, рождения, или в день именин, вы можете, самое главное, заказать панихиду. Можно даже сопричаститься в этот день.
Все равно мы являемся единым целым с нашими усопшими родными, и наша праведная жизнь так или иначе влияет и на их загробное существование.
Особенно если наша праведная жизнь заключается не просто в доброделании, добрыми делами никто не спасается, а именно в единении с Богом в таинстве причащения.
А таинство причащения предполагает некоторые доброделания, и как следствие, и как цель.
Помогает, если хотите, милостыня, и те продукты, которые вы приносите в храм на панихиду, это и есть ваша милостыня в виде еды.
Поэтому, помимо панихиды, важно, чтобы вы еще пришли и помолились в этот день, а не просто батюшке заказали, записочку написали и дальше по своим делам отправились.
Поэтому, если в этот день не получается быть на службе, а получается, допустим, в субботу, то можно и в другой день, необязательно в день смерти этого человека о нем помолиться.
Можно послужить на могилке или в том же даже храме литию, но достаточно сложно батюшку найти и потом уговорить, чтобы он куда-то далеко поехал и непосредственно вот эти пять минут на могилке послужил.
Поэтому проще действительно в храме. Для усопшего не имеет никакого значения, где вы о нем помолитесь, в храме или на могилке.
И уж тем более не надо нести на могилу никакую еду. У нас все-таки не языческие тризны происходят. Души наших усопших родных к могилкам не приходят и жадно эту еду не едят, и водку не пьют, и сигареты не выкуривают. Это махровое язычество, которого да не будет среди христиан.
Еду приносят на кладбище тогда, когда есть нуждающиеся, есть нищие, которые потом приходят на могилу, забирают эту еду и смотрят, что написано на памятнике или на кресте, перекрестились, сказали:
«Упокой, Господь, душу раба твоего, помоги, благослови всех тех, кто эту еду принес в честь и память его».
То есть, предполагается, что нуждающиеся съедают эту еду, а не собаки и вороны, или уж тем более души умерших родных.
Бросайте уже эту скандинавскую мифологию, пора уже вырастать с этих коротких штанишек. Пусть даже ваши бабушки говорили, что надо так делать.
В советское время наши бабушки жили, и священники, которые могли им сказать, как правильно, как правило были репрессированы или расстреляны. Всякое бывало в советское время.
Так что подытожу:
Самое главное в день памяти наших усопших родных – помолиться о них. И не просто просить священников помолиться, хорошо бы на проскомидию подать записочку, может быть, на 40 дней, может быть, на год.
Можно на Псалтирь подать записки, пусть тоже в монастыре помолятся. В приходах обычно Псалтирь не читают, но в монастырях читают, иногда даже круглосуточно, так называемая «Неусыпаемая Псалтирь» есть.
И не забывайте, что ваша молитва тоже имеет значение. Почитайте Псалтирь, на Славах помяните усопших родных, почитайте канон о единоумершем. Можете литию почитать дома.
Не читайте акафист за единоумершего, поскольку в 2019 году Издательский Совет Русской Православной Церкви, разобравшись с этим текстом, отозвал все свои предыдущие благословения на распространение этого акафиста и к печати запретил, ввиду совершенно неправославного содержания этого акафиста.
Если читали, то не читайте. Читайте то, что я выше озвучил. Псалтирь читайте в любой непонятной ситуации. Если же вы его читали, то ничего страшного не произошло, хуже усопшим не сделали, просто больше не читайте.
Аминь! Пусть Господь упокоит всех наших усопших родных.