Наверное, нет на свете другой темы, “обросшей” настолько же огромным числом всевозможных (и часто — абсолютно нелепых) суеверий, как тема смерти и похоронных обрядов.
Нередко даже верующие люди, столкнувшиеся с гибелью близкого человека, от страха начинают следовать приметам
— и блины на лице у усопшего раскладывают, и оградку на кладбище умышленно не закрывают, да и само кладбище посещают, руководствуясь чётким расписанием…
Но как часто нужно навещать покойных родных на самом деле?
Что по этому поводу говорит Православная Церковь, а не народные суеверия?
Как-то раз Отец Ульян (Кречетов) поделился со своими духовными чадами одной очень занимательной историей: когда Святитель Филарет Московский скончался, его родные редко навещали его могилку.
Тогда Святой стал приходить к ним во снах, прося поддерживать место его погребения в чистоте и порядке. Наши покойные близкие очень хотят, чтобы мы помнили и заботились о них даже после их отхода к Господу.
Могилы — это не только места погребений, где покоятся человеческие останки после смерти. Это места, где рано или поздно людские тела и души воскреснут и восстанут ото сна в момент второго пришествия Спасителя.
Мы не знаем, когда именно это произойдёт, а потому необходимо помнить и о скоротечности нашего земного пути, и о местах, где захоронены те, чей путь уже пройден.
Кроме того, заботясь о могилках своих родственников, мы напоминаем им о своей любви, уделяем им внимание и укрепляем нашу духовную связь. Но, конечно, не следует забывать и о сердечных, истовых молитвах о покойных близких.
Прежде всего, усопших отпевают, а затем заказывают для них Церковное поминовение. Молитвы нужно возносить ежедневно, как в храме, так и дома. Отличным решением станет и регулярное чтение Псалтыри — одной кафизмы в день для начала хватит.
По мнению священнослужителей, особую пользу и радость покойным приносят поминовения в минуты Божественной Литургической службы.
Огромное облегчение душе почившего приносит и поминовение на Проскомидии — той части службы, когда батюшка готовит Тело и Кровь Христовы для Таинства Евхаристии.
Тогда же читаются особые молитвы об усопших, а затем частицы просфор за каждого из них окунаются в вино (то есть в Кровь Спасителя) со словами:
Возносить молитвы необходимо и на кладбище — и на третий, и на девятый, и на сороковой день после упокоения, а также и в иные значимые дни. Однако делать это нужно не ради хмельных поминальных трапез для всех собравшихся, но ради духа почившего.
Можно, например, навестить усопшего в день Ангела или на годовщину смерти, и не в одиночку, а со священнослужителем, который сможет провести литию, тем самым помянув Вашего покойного родственника.
По мнению протоиерея Александра Доколина, навещать усопших близких необходимо и в дни их рождения:
“…В этот день прежде всего сходите в церковь и вознесите молитву о душе покойного. После этого навестите его могилку.
Этот день — значимая дата для Вашего усопшего родственника, и, приходя на кладбище, мы даём ему понять, что не забыли о нём.
Конечно, людские души не привязаны к тем местам, где покоятся их мощи, однако кладбища связывают нас, ныне живущих, с нашими усопшими близкими.
Не стоит переживать и огорчаться, если почтить покойного именно в этот день у Вас не выходит. Вы можете помочь его духу и молитвой, и благодеяниями, и своей достойной, праведной жизнью.
А день рождения — это только дополнительный повод для того, чтобы сделать что-то доброе и милосердное. Наши усопшие родные уже не могут помочь самим себе, однако же облегчить их участь в наших с Вами силах”.
А вот от задушевных бесед с почившими, невзирая на боль и печаль, лучше воздержаться. По мнению Православной Церкви, говорить о покойном нужно исключительно с Господом, в молитвах.
В противном случае, убитый горем человек, всё время беседующий с непонятно с кем, может привлечь внимание нечистой силы, для которой он в таком состоянии станет лёгкой добычей.
Подобное случается, когда горюющие зацикливаются на своей утрате и перестают помнить о том, что под землёй находится только физическая оболочка их близкого, но дух его по-прежнему жив, только теперь он существует в ином, Небесном измерении.
И потому, вместо безутешной тоски, следует избрать иное чувство — любовь. Не переставайте любить своего родственника после его смерти, возносите о нём молитвы и совершайте благодеяния — всё это и утешит, и обрадует дух почившего.
Не забывайте навещать усопших в дни поминальных суббот, но сначала посетите церковь и помолитесь с другими христианами обо всех покойных людях.
Не менее важны и так называемые «Вселенские субботы» — их всего две в году. Первая суббота выпадает на Великопостный период, а вторая отмечается накануне Троицы.
Отправляясь на кладбище, не покупайте венки — традиция усыпания могил цветами была заимствована нами у римлян, однако же она является чисто языческой.
В девятнадцатом столетии Святейший Синод запретил украшать могилки христиан венками, но Вы всё же можете взять с собой небольшой букет, составленный из живых цветов — он будет символизировать надежду на возвращение к жизни.
Тем не менее, основным элементов композиции всё равно должен оставаться Крест, олицетворяющий Вечную жизнь.
Помните о том, что Ваша главная задача — это поддержание духовной связи с почившим, вознесение молитв и благодеяния.
Продолжайте любить своего родственника и навещайте его так часто, насколько Вам позволяют обстоятельства. Поддерживайте место захоронения в порядке и молитесь рядом с ним, прося Бога о снисхождении и милости по отношению к душе Вашего близкого.
Но не стремитесь превратить место захоронения своего любимого человека в роскошный памятник. Это совершенно ни к чему.
Вспомните, к примеру, о том, как завещал похоронить себя Нил Сорский — он велел бросить его тело в лесу, «на корм волкам», а то, что останется, захоронить тихо и скромно, потому как, по словам Отца Нила, «тело это много грешило перед Богом».