Как-то на одном спектакле Носик увлёкся, подошёл слишком близко к рампе, и, прежде чем сорваться в оркестровую яму, успел сказать громко на весь зал: «Подождите, я сейчас вернусь»…
Солнышко
Герои, сыгранные этим актёром, люди, по большей части забавные, несуразные, но очень трогательные. Его герои могли быть проходимцами, но никогда не были подлецами, потому, что человек с таким лицом на подлость не способен.
Эти герои, какими бы они не были, неизменно вызывали улыбку. За 32 года своей короткой творческой жизни он сыграл в 40 спектаклях, 5 телеспектаклях, более, чем в сотне фильмов, в 16 киножурналах «Фитиль» и в 4-х «Ералашах».
Больших по объёму ролей в кино было не так уж и много, но любое его появление на экране было запоминающимся и ярким даже в своей тусклости. Популярным Валерий Носик стал едва ли не с первой своей кинороли, и оставался в таком статусе до самых последних дней.
Детство
Валера появился на свет в Москве 9 октября 1940 года. Свидетельство о рождении в ЗАГСе родителям выдали на фамилию Носик, которую отец, поляк Бенедикт Носек, приехавший в столицу с Украины, носил недавно.
Его арестовали, когда он занимал руководящую должность среднего звена на московском химфармзаводе.
А когда выпустили за отсутствием состава преступления, при выдаче новых документов паспортистка то ли по недосмотру, то ли умышленно изменила одну букву в фамилии.
Бенедикт понял, что так он может выпасть из поля зрения органов, и возмущаться не стал, а так и жил с новой фамилией.
Мама, Александра Субботина, была родом из Каширы, работала бухгалтером. В 1948-м у Валеры родился брат Володя, который тоже станет актёром.
Валера с раннего детства любил лицедействовать, в детсаду и в школе был премьером на всех утренниках, и в 1950-м, в 10 лет, пришёл записываться в заводской театр Дворца культуры автозавода им. Сталина.
Валере здорово повезло: театральным коллективом руководил Сергей Львович Штейн, легендарный режиссёр и педагог, работавший в то время в театре им. Ленинского комсомола.
Когда в студию принимал новых детишек, на сцену ставили стул, чтобы те, кто очень волнуются, могли либо садиться на него, либо держаться, как за опору.
Валера встал за стул, и приёмной комиссии был виден только его вихор, курносый нос и глаза. Штейн даже слушать не стал, сразу сказал, что этого забавного малыша он берёт, что называется, без проб.
Иногда Валера так увлекался, что терял чувство времени. Идти домой по тёмным улицам московской окраины было страшновато, и мальчик прятался за кулисами.
А когда все уходили и ДК запирали на ночь, оставался ночевать чуть ли не на сцене, потому, что все подсобки были на замке. Телефона в коммуналке, где жили Носики, не было, и сказать, где он пропадает, Валера не мог.
Родители волновались, бегали по дворам в поисках сына, ругали, когда он смущённый и понурый возвращался домой, увещевали.
Но потом поняли, что это бесполезно, успокоились, да и знали они, где их старший сын коротает ночи. Вопроса о выборе профессии не было – только актёром.
ВГИК
Однако после окончания школы во ВГИК Валерий не поступил, пошёл работать слесарем на ЗИЛ, и продолжал играть в заводском театре.
Там его и нашла Зоя Курдюмова, ассистент режиссёра картины «Стучись в любую дверь», которую ставила на киностудии им. Горького режиссёр Мария Фёдорова. Валерий Носик играл хулигана по кличке Нос.
Когда Валерий вновь пришёл на экзамены во ВГИК, приёмная комиссия к этой киноработе отнеслась весьма скептически, Носика из-за совсем не киношной внешности снова хотели завернуть.
Но тут вмешался гениальный Михаил Ромм, набиравший новый курс, и, как несколько лет назад Штейн сказал, что берёт этого нескладного паренька с детским выражением лица.
Вместе с Носиком учились актёр Игорь Ясулович, режиссёры Андрей Смирнов, Андрон Кончаловский, Виктор Трегубович. Учёба во ВГИКе была для Носика самым счастливым временем и на сцене, и в жизни.
Во ВГИКе был предмет – пластическая культура актёра, который вёл актёр Камерного театра мим Александр Румнев, особенно запомнившийся своей лёгкостью и пластикой по фильмам «Золушка» и «Анна на шее».
В 1962 году Румнев создал уникальный экспериментальный театр пантомимы «Экстемим», и Носик игра там ведущую роль и как мим, и как постановщик.
Он придумал такие номера, как «Хирургия», «Роман с контрабасом», «Неизвестный солдат», «Сарказмы» на музыку Сергея Прокофьева.
Пантомима потом очень пригодилась Носику – многие вещи он делал с красноречивым молчанием, превращая эпизод в настоящее золото.
После 4-го курса Носик ушёл из «Экстемима» в московский ТЮЗ. Там он много лет, даже когда появилась лысина, играл Тома Сойера. Он не растолстел, и играл в одном и том же, ещё мальчишеском костюме.
На сцене и на съёмочной площадке Носик был удобным партнёром: он не тянул одеяло на себя, не лез вперёд, а играл от партнёра и на партнёра.
Валерий был очень отзывчивый, очень добрый, очень преданный делу человек и актёр. Он был по-детски непосредственным, и, глядя на него, окружающие начинали вести себя так же.
Как-то на одном спектакле Носик увлёкся, подошёл слишком близко к рампе, и, прежде чем сорваться в оркестровую яму, успел сказать громко на весь зал: «Подождите, я сейчас вернусь».
Зал на секунду обомлел, а потом разразился овацией, и аплодировал до тех пор, пока Носик и в самом деле не появился на сцене. В ТЮЗе Носик познакомился с Лией Ахеджаковой, которая ненадолго стала его женой.
Свой, из народа
Те, кто ещё застал поздние предсоветские и ранние советские времена, и могли видеть Михаила Чехова, сравнивали Носика с ним.
С его внешностью в советском кино он не мог играть ни героев, ни героев-любовников, но и в тени никогда не оставался. Выразительный эксцентричный образ актёра зрители запоминали мгновенно.
Популярным о начале 60-х он стал сразу. К нему подходили на улицах, просили автографы. Он был свой, из народа и народный.
Отто Фукин, говорящий с сильным украинским акцентом из «Большой перемены» Алексея Коренева, волшебник Ох из сказки Надежды Кошеверовой «Царевич Проша».
Но сам Носик не очень любил своих чудаковатых героев, ему были ближе роли в менее известных фильмах – «Сапоги всмятку», «Горизонт», «Шура и Просвирняк», в которых Носик создал сложные драматичные образы.
Носик очень любил свою работу в картине «Безумие», снятой в 1968 году режиссёром Кальё Кийском на киностудии «Таллинфильм».
Там Носик очень убедительно играл сумасшедшего журналиста. Фильм очень не понравился киношному начальству, и 20 лет пролежал на полке – зритель увидел его только в Перестройку.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
В 1965-м Леонид Гайдай искал главного героя для своей кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Худсовет «Мосфильма» остановился на Валерии Носике, хотя сам Гайдай не был уверен в правильности выбора, и хотел снимать в роли Шурика Александра Демьяненко, который был очень похож на самого Гайдая, а именно это режиссёру и нужно было. Носик без роли не остался – его студент-картёжник получился очень смешным, и запомнился надолго.
Театр им. Пушкина
В том же году Носик перешёл из ТЮЗа в театр им. Пушкина, где встретил своего режиссёра на всю оставшуюся жизнь: Борис Равенских поставил в пушкинском 4 спектакля с участием Носика.
На «Дни нашей жизни» по Леониду Андрееву билетов достать было невозможно. Носик там играл не молодого эксцентричного подпоручика Миронова, который лихо размахивал саблей.
Семья
В 1970-м в Белоруссии на съёмках музыкальной комедии «Спеши строить дом» режиссёра Юрия Цветкова Валерий познакомился с красавицей актрисой Марией Стерниковой – они оба были уже звёздами и играли в картине главные роли.
Носику было 30, Мари – 26, она, как и Валерий, была разведена и у неё от первого брака была дочь Катя. Закрутился роман, Валерий и Мария поженились.
Когда в 1971 году и них родился сын Александр, Валерий стал образцовым отцом: нянчился с малышом, делал с ним зарядку, купал, кормил и гулял. Он старался не делать различия между родным сыном и приёмной дочерью, и много времени проводил с Катей.
Малый театр
В 1972 году Борис Равенских перешёл в Малый театр, где уже служила жена Носика, и вскоре туда вслед за любимым режиссёром перешёл и Валерий.
За то время, что Равенских работал в Малом, он поставил шесть спектаклей, и во всех играл Носик, а в «Коньке-горбунке» в разные годы – и Ивана, и царя. Говорят, что Равенских хотел пробовать Носика на Царя Фёдора, но отдал эту роль Иннокентию Смоктуновскому.
Носику досталась роль Богдана Курюкова, и ему сделали такой грим, в котором его было не узнать. В 1978-м Равенских перешёл в Большой театр, куда, по понятным причинам Носик перейти не мог, и до конца жизни он оставался в Малом.
Там он сыграл в 33 спектаклях. С Игорем Ильинским Носик играл Счастливцева в «Лесе» по Александру Островскому, а встать рядом с этим мастодонтом русского театра было дано далеко не каждому.
Носик был знаменит и популярен, любим зрителями, уважаем товарищами по актёрскому цеху. В Малом театре его называли «Солнышко».
Рост популярности
Популярность иногда становилась навязчивой. К Носику в гримёрку постоянно приходили мужики с бутылкой, поскольку считали, что ему обязательно нужно выпить, а молодые девчонки рассказывали свои судьбы.
Жене очень не нравилось, что муж приходит домой через три часа после окончания спектакля, и зачастую, навеселе.
В 1983 году Валерий Носик стал Заслуженным артистом РСФСР. В 70-е – 80-е годы Носик много снимался. Возле актёрского подъезда Малого театра почти всегда стояла машина с какой-нибудь киностудии, которая сразу после репетиции или спектакля увозила Носика на съёмку.
Он мог легко сорваться со съёмок, где бы они не проходили, и умчаться на другой конец страны на творческий вечер.
В трёх картинах – «Ожидание», «С любимыми не расставайтесь» и «Мальчик со шпагой» по одноимённой повести Владислава Крапивина Носик играл вместе с женой.
Однако семья его почти не видела, что, конечно же, пагубно сказалось на отношениях между супругами, хотя люди, которые близко знали Валерия, говорили, что никаких интрижек на стороне у него не было.
В конце концов, кочевая жизнь Носика привела к тому, что их брак по инициативе Стерниковой распался, когда сыну Александру было 9 лет. Развод Носик переживал очень тяжело, но потом смирился, и принял жизнь такой, как она есть.
Сын Саша
Валерий не хотел, чтобы сын стал актёром, и уговорил его поступать в экономический институт, но тот провалился, поступил в финансово-экономический техникум, откуда его призвали в армию. В часть в Белгороде, к нему приезжали все трое – отец, отчим – актёр Александр Кудинович, и мама.
Когда Александр вернулся «на гражданку», папа изменил свою точку зрения, и посоветовал сыну идти в театральное училище им. Щукина при театре им. Вахтангова. Но Валерий Носик так и не увидел ни одной законченной работы сына.
Делать добро
Основным жизненным кредо Валерия Носика было делать добро людям. Он получал от этого удовольствие, и даже по мелочам хотел сделать людей счастливыми.
Когда он выезжал за границу, у него были длиннющие списки, что привезти оттуда. Почти как у Высоцкого: «Хоть чего – хоть чёрта в ступе – привези!»
И он старался привезти всем и всё, чтобы никого не обидеть. Таможня смотрела на его многочисленные тюки сквозь пальцы – его знали все, и понимали, что не на продажу везёт, не обогащения ради.
Несмотря на то, что Носик в кино снимался много, как актёр он больше раскрылся в театре. В 1994-м он стал Народным артистом Российской Федерации.
В последние годы у него было много планов, но им не суждено было осуществиться. Под конец жизни он работал буквально на износ, и бесконечные съёмки, переезды, репетиции, алкоголь и бесконечное курение сильно подорвали здоровье. Хотя он никогда не жаловался, и смерть его стала неожиданной и для родных, и для сослуживцев.
4 января 1995 года Валерий Носик не появился в театре. Его нашли дома – он умер тихо во сне несколько дней назад. Ему было всего 54 года. Рядом с ним на постели лежали листочки с новой ролью. Говорят, что причиной смерти стала не болезнь, а одиночество и тоска.
Некрологов в газетах почти не было, и многие люди считают, что Валерий Носик здравствует по сей день, только, почему-то, не снимается в кино. А прежние его герои всё так же, как и раньше, вызывают тёплые улыбки.