По сей день гибель актрисы Инны Бурдученко считают таинственной и связывают с ролью в фильме «Иванна» вышедшего на экраны в 1960 году.
Девушка в миг стала восходящей звездой. Ее игра была не просто игрой, она буквально прожила жизнь своей героини.
Но, как сказал кто-то из великих, когда актер вживается в образ так, что перестаёт играть — заканчивается Театр. Вот и Инна слишком вошла в роль. Её судьба пошла совсем другим путём…
Инна Бурдученко родилась на Украине в 1939 году. Девочка росла живой и увлекающейся. Ей нравилась и музыка, и рисование, и танцы. В то же время она грезила художественной гимнастикой, мечтая стать чемпионкой страны.
Родители же косо смотрели на увлечение дочери, считая спорт занятием несерьезным. Они видели ее в белом халате, со стетоскопом в руке — профессия врача во все времена считалась престижной.
Но Инна удивила всех. Окончив школу, отправилась в Киев учиться на артистку. С первого раза поступить не удалось. Приемная комиссия не увидела в ней особого таланта.
Но мечты сниматься в кино девушка не оставила. Вернувшись в родной Чернигов, устроилась в местный театр, где ей доверили заниматься реквизитом.
Иногда Инне даже разрешали появляться на сцене в массовке, и это было для нее огромной радостью. К тому же она получала какой-никакой актерский опыт.
Спустя время худрук театра, плененный красотой исполнительной статистки, предложил ей роль Джеммы в спектакле «Овод» с которой она справилась блестяще.
И еще раз убедилась, что ее призвание – быть актрисой. Через год девушка опять предприняла попытку поступить в театральный ВУЗ. И снова получила препятствие.
Уже сейчас начинаешь верить, что может, это и был тот самый знак о последующей трагедии. Судьба первоначально не благоволила ей там учиться, но желание оказалось сильнее.
Стать студенткой Театрального института имени Карпенко-Карого у Бурдученко получилось лишь с третьей попытки. Зато уже на третьем курсе случился ее дебют в кино и пришла известность, любовь и признание зрителей.
В 1959 году Инна шла по коридору института, когда навстречу ей попался режиссер Виктор Ивченко. Вот уже который месяц он подыскивал главную героиню в свою картину «Иванна».
Высокая девушка с бездонными темными глазами, с тенью трагичности на тонком лице и прямой, как натянутая струна, спиной плавно повернула в его сторону голову, и он оторопел. Это она!
Уже утром следующего дня Инна проходила пробы, хотя все понимали — это просто формальность. Ивченко утвердил студентку на роль еще вчера, едва увидев.
Картина киностудии Довженко «Иванна» затрагивала страшную и весьма опасную тему того времени — сотрудничество украинской униатской церкви с фашистскими оккупантами.
Бурдученко должна была сыграть дочь грекокатолического священника, враждебно настроенную к советской власти. До того ее не принимающую, что даже готова уйти в монастырь.
А когда начинается война и на Украину приходят немецкие захватчики, у девушки открываются глаза. Она видит, как униаты принимают нацистов, помогают им, одобряют истребление евреев и казнь партизан.
Строчат доносы на местное население. Иванна принимает решение уйти в партизанский отряд, где начинает яростную борьбу с фашистами.
Немцы открывают на героиню настоящую охоту, в чем им помогают служители церкви и полицаи. В итоге девушка оказывается в руках врагов. Ее мучительно пытают, а потом казнят.
Зрители встретили киноленту на ура. Только за первый год проката в СССР ее посмотрело около 32 млн. зрителей. К актрисе, исполнившей главную роль, пришла всесоюзная слава.
Раздирающий душу кадр, где Иванна с петлей на шее и фанеркой на груди с надписью: «Она помогала партизанам» пестрел на обложках печатных изданий не только Советского Союза, но и стран соцлагеря.
Но были у картины и противники — униатская церковь. Информация о фильме дошла до Папского престола. По слухам, Ватикан был крайне возмущен, а Папа Римский Иоанн XXIII предал всю съемочную группу анафеме.
Уже спустя годы в одной из львовских газет вышел материал-расследование, где описывалась судьба всех тех, кто был задействован в съемках картины.
Практически всех преследовали несчастья по жизни. Но списывать их на кару небесную абсурдно. Ничего связанного с Богом в истории с Инной, конечно же, не было.
То, что случилось с восходящей звездой СССР на съемках следующей картины, иначе как обычным человеческим фактором халатности и самоуверенности назвать сложно.
В погоне за кадром режиссеру было глубоко наплевать на то, что перед ним живой человек и может произойти несчастье.
К слову, Бордученко была успешна не только в профессии. Сразу за славой пришло и личное счастье. Страстный поклонник актрисы Игорь Кирилюк недолго ухаживал за понравившейся ему девушкой.
Она и сама сильно влюбилась и ответила ему взаимностью. Молодые люди поженились. Инна ждала ребенка, когда режиссёр Анатолий Слесаренко предложил ей снятся в патриотической картине «Так никто не любил».
Актриса играла комсомолку и в одной из сцен должна была самоотверженно броситься в горящее здание, чтобы вынести оттуда знамя.
Снимать решено было тремя камерами с трех точек и разными объективами, что равносильно съемке трех дублей. Сцена намечалась крайне опасная. Все находились в большом напряжении.
Кадры с огнем — всегда огромный риск. Деревянную постройку щедро полили бензином и подожгли. Пламя полыхнуло. Режиссер отдал команду о начале съемок…
Но с первого раза удачно снять не удалось. Слесаренко принял решение повторить дубль. Но ему снова что-то не понравилось.
Все это время постройка горела. И когда он отправил туда Инну в третий раз, — горящие балки заскрипели и обрушились прямо на актрису.
Надо отдать должное мужчинам из массовки, которые самоотверженно кинулись к полыхающим руинам и вытащили из-под них раненую Бурдученко. Её тут же отвезли в донецкую больницу, где стали оказывать медицинскую помощь.
Но что значит получить 78% ожогов кожи, думаю, все понимают. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева лично контролировала лечение молодой женщины.
В распоряжении врачей оказались самые современные препараты и средства. Актриса периодически приходила в сознание и даже строила планы на будущее.
Казалось, вот-вот и она поправится. Думать о страшном никто не хотел, ведь ей был всего 21 год. К сожалению, спустя две недели Инна Бурдученко скончалась.
Не увидел свет и ее неродившийся малыш. Муж актрисы пережил любимую супругу только на три года. Погиб в автомобильной аварии.
После трагедии следователи занялись расследованием произошедшего. И виновный был найден. Им оказался режиссёр картины Анатолий Слесаренко.
Мужчину отправили за решетку на пять лет. Правда, уже спустя два года он благополучно вышел по амнистии.
Начатую им картину «Так никто не любил» всё же доснял и выпустил на экраны знаменитый Сергей Параджанов. Фильм получил название «Цветок на камне».
Однако, по мнению критиков и зрителей, проект получился незаконченным и недосказанным, с сомнительной идеей и задачей. А еще очень тяжелым.
В первую очередь от осознания того, что такая красивая женщина и замечательная актриса так нелепо погибла из-за дурости одного человека.
Судьба самого Слесаренко сложилась неоднозначно. Выйдя из тюрьмы, он продолжил свою профессиональную деятельность. И даже вроде имел успех.
Но незадолго до распада Советского Союза в «Литературной газете» вышла разгромная статья в его честь. Журналист Галина Силина с уверенностью описала все «подвиги» этого человека.
По ее словам, мужчина был замешан в финансовых махинациях и жил с чужой биографией. Для всех он являлся фронтовиком и орденоносцем, по факту же имел всего одну награду — «За боевые заслуги», выданную уже после Великой победы.
И получил он ее не за боевые заслуги, а за активное участие в художественной самодеятельности.
А еще выяснилось, что Слесаренко скрылся от призыва на фронт. И в годы оккупации находился в поселке Любеч Черниговской области, где проживал вместе с родителями, подрабатывая в театре, устраивающем концерты для немцев.
Силиной удалось узнать, что за свою старательную работу предатель щедро получал вознаграждение от фашистов.
После разоблачения режиссера с позором выгнали с киностудии, лишили всех наград и исключили из Союза кинематографистов. Припомнили ему и гибель Инны Бурдученко.
Тогда же возникла версия, что незадолго до съемок режиссёр склонял ее к сожительству. Однако, не получив взаимности, остался очень зол и недоволен.
Якобы, поэтому несколько раз заставлял переснимать, в сущности, небольшой эпизод, гоняя беременную актрису три раза в горящий дом, что и привело к ужасной трагедии.
Узнать, как все было на самом деле, сегодня уже не получится. Единственный человек, который мог бы рассказать правду — это сам горе-режиссер. Но он умер в 1997 году в возрасте 73 лет.