«– Девочка, скажи «рыба».
– Селедка!»
Не в капусте и не в магазине их берут-то. А где же тогда?
Помните советскую комедию Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам»? Там у главных героев мамы Лиды, папы Игоря и бабушки Галины Аркадьевны росла наипрелестнейшая дочка-внучка Леночка.
Так вот девочку в младенчестве сыграла Ульяна Карпова, а в чуть более старшем возрасте – Катя Василькова.
Катюшу привела на кастинг бабушка Зоя Василькова, которая сама была профессиональной актрисой. Режиссеру девчушка очень понравилась, и ее утвердили на роль.
Кстати, важным при этом было то обстоятельство, что девочка, как и героиня картины, не выговаривала букву «р».
Впрочем, впоследствии Катя карьеру в кино так и не сделала. Она окончила филологический факультет Московского педагогического института и стала трудиться в турфирме.
Ульяна тоже в свой кино-арсенал получила лишь одну роль – в названной комедии Коренева.
Очень интересно, однако, что фотография именно этой девочки висела дома на стене у героя другой комедии того же Коренева – «Большая перемена».
Там это был якобы детский снимок Полины – влюбленности Вани Федоскина. Увидев снимок малышки, Нестор Петрович романтично, но не совсем к месту вздыхал: «Ах, как она прекрасна!»
А откуда вообще берутся такие дети в кино? Это ведь не профессиональные актеры, которых главный по кастингу набирает из общей картотеки.
И это не ребята, решившие подработать в массовке и сами пришедшие на съемочную площадку. Откуда берут младенцев… для съемок?
Чаще всего таких юных актеров приносят на ручках их мамы, папы и бабушки с дедушками, которые сами так или иначе задействованы в съемках.
Режиссер кинул клич – найти малыша определенного возраста, роста и веса, и сотрудники, как говорят в народе, «подсуетились».
Казалось бы, участие такого юного актера в съемках – дело самое простое. Подумаешь – лежи себе в люльке и лежи.
Текст учить не надо, Константин Станиславский с его «не верю!» не придрался бы… Тем не менее далеко не любого карапузика возьмут для подобной роли.
Так, ребенка Кэт в фильм Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны» выбирали настолько тщательно, что тот, кого выбрали первым, за время съемок успел… прибавить в весе и росте. Почти как в известном детском стихотворении: «За время пути… успел подрасти».
В результате в роли ребенка Кэтрин Кин и Хельмута Кальдера задействовали… шестерых младенцев! Хотя по сверткам, которые носила в кадре радистка Кэт, разницу между всеми этими новорожденными заметить было сложно.
В современных сериалах проблема с детьми решается проще: они растут вместе со своими героями. Ведь мыльные оперы по определению – дело, по сюжету длительное, во времени протяженное.
Так получилось, к примеру, с персонажем Алешей Сергеевым, который появился у кино-родителей в сериале 4 режиссеров ситкома «Универ», а потом вместе с кино-родственниками перешел в скетчком 3 режиссеров «СашаТаня».
За редкими исключениями, когда подключали юного Юру Кеппера, Алешку на протяжении сотен серий (начиная с 217-й серии «Универа» и заканчивая 300-й серией «СашиТани») играл Артемий Широков.
Точно так же, как его персонаж, Артемий учился держать ложку с вилкой, завязывать шнурки… потом пошел в детсад… затем начал ходить в школу…
Актера набрали нашли по объявлению. Артемию тогда было всего восемь месяцев. Его мама на сайте увидела, что ищут ребенка для съемок в сериале. Она отправила снимки сына, добавив данные по возрасту и весу, и их пригласили в студию.
Сначала Артемия сняли в одной сцене… и в другой… и так пошло-поехало – до тех серий, когда ему уже начали поручать реплики и даже целые пусть и недлинные, но монологи.
Впрочем, чем дальше, тем больше настоящих детей в ролях младенцев заменяют… роботы – так называемые аниматроники.
Выглядят они как куклы, которые умеют двигаться – во всяком случае, выполнять движения, которые от них требуются по сценарию.
Главное при этом – чтобы оператор заснял таких кукол в нужном ракурсе, не позволяющем понять, что перед нами «царь ненастоящий», и не задаваться вопросом «а был ли мальчик?».
Порой для таких съемок задействуют сразу нескольких операторов, которых снабжают специальными пультами. Так было, допустим, при съемках картины Алексея Балабанова «Морфий» и фильма Билла Кoндoна «Сумерки. Рассвет. Часть 2».
А ведь зрителям хочется верить, что перед ними – настоящий человечек. Можете представить радистку Кэт с двумя свертками… роботов?
Впрочем, дело не только в сложностях съемок детей, но и в многочисленных законодательных запретах и условиях, связанных с задействованием малолетних в съемках.
Для этого ведь даже придумали целый закон и еще множество законодательных актов. И, в принципе, это правильно. Все же речь идет о младенцах.