Надо отметить, что годовщина смерти для нас – это есть годовщина рождения в новую жизнь. Когда человек умирает в этой жизни, уходит из нашего мира, он рождается в другой мир.
Кстати говоря, дни памяти святых всегда приходится на день смерти. Есть всего несколько избранных святых, у которых мы говорим о рождестве или о зачатии, у Иоанна Предтечи, например, или о зачатии праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
В остальных же случаях мы поминаем человека в день его кончины, в том числе и прославляем святого в день его кончины. Что это значит?
Что это особенные для нас с вами события, которые мы в первую очередь молитвенно отмечаем. Мы молимся в этот день, приходим в храм.
Можно постараться и самим принять таинство причастия в этот день, заказать какие-то требы или панихиду. Если нет возможности, просто прийти в храм и помолиться в этот день.
Потому что в храме особенная обстановка, и она способствует молитвам и поминовению наших усопших. Когда мы подаем с вами записки в храм, мы просим, чтобы не только мы молились, но и вся церковь.
И, конечно, общий голос церкви для нас может быть сильнее, чем только наша молитва, потому что редко бывает, когда мы можем хорошо молиться. Основное, что церковь предлагает в годовщину смерти, — это именно молитвенное поминовение.
Что мы делаем в годовщину прославления святых, в их дни памяти?
Мы молимся им уже не за упокой, а молимся о них и к ним обращаем свою молитву и благодарим Бога за то, что Он дал им этот дар святости, которым они прославлены.
То есть церковь совершает молитвы в дни памяти святых. Также мы молимся в день памяти своих близких усопших, но молимся за упокой.
Что же касается всех остальных традиций, то они в основном связаны именно с такими нецерковными моментами жизни. Когда люди собираются за столом, какие-то праздники устраивают или поминки – это уже не церковная традиция.
Она не обязательна. Это уже делается по своему усмотрению.
Конечно, в общей трапезе есть особый смысл.
Но тогда, когда мы это совершаем после Божественной Литургии, когда мы с храма выходим, причастившись за трапезой Господней, и потом продолжаем эту трапезу дома.
Когда же просто мы в церковь даже не ходим, а собираемся дома на поминки – это немножко другое уже с точки зрения духовной жизни.
И нужно помнить о том, что трапеза должна быть воздержанной. Это важно, потому что, зная, так сказать, наши традиции русские, мы понимаем, что невоздержанность в чем-то не просто не память какую-то добрую дает, а наоборот, как-то даже становится неприятно от этого.
Я думаю, что не только нам неприятно, но и усопшим нашим не очень радостно видеть, как мы оказываемся в не очень как бы здоровом виде во время поминовения.
Дело поминовения – дело духовное, а не какое-то материальное. Помянуть человека в молитве можно в церкви, на кладбище можно приехать помолиться, но остальное все уже это уже дело народных традиций, а не церковное.