Полгода назад — примерно 17 марта 2022 года (назвать точную дату невозможно) — ушла из жизни заслуженная артистка России Наталья Назарова.
Когда-то она блистала во МХАТе и много снималась в кино. В том числе сыграла в нестареющих лентах «Старый Новый год», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Любимая женщина механика Гаврилова».
А еще вместе с актером Юрием Богатыревым читала стихи в детской телепередаче «Будильник».
Считалась, что после разбойного нападения в 1989 году (тогда неустановленный мужчина в Безымянном переулке, примыкающем к Ленинскому проспекту в Москве, ударил Наталью Ивановну по голове тяжелым предметом), у артистки на фоне травмы развилась шизофрения.
После этого Наталья Ивановна завершила карьеру и до конца дней жила на крошечную пенсию по инвалидности в своей небольшой квартирке неподалеку от метро «Сокол».
Ее тело обнаружили в ванне после того, как одинокая погасшая кинозвезда перестала выходить на связь.
В последний путь ее провожали только два человека — подруга и приехавшая из Алма-Аты по скорбным делам племянница. Они приняли решение кремировать Назарову в Туле — там значительно дешевле, чем в Москве.
Прах захоронили в могиле мамы Натальи Ивановны на Перепечинском кладбище. На памятнике нет имени актрисы. Так что прохожие ни за что не догадаются, что здесь покоится некогда известная на весь Советский Союз женщина.
К полугоду со дня смерти заслуженной артистки на канале ТВЦ вышел документальный фильм «Наталья Назарова. Невозможная любовь».
Его создатели узнали немало неожиданного о ней. Если у вас нет возможности посмотреть эту документалку — ниже — главное из неё.
Например, создатели фильма развенчали домыслы, что душевный недуг появился у кинозвезды только после нападения. Оказывается, странности за уроженкой Алма-Аты, которая окончила Школу-студию МХАТ, замечали еще во время учебы там.
К слову, этот курс 1972 года выпуска у актера и педагога Павла Массальского вышел, увы, не «звездным». Помимо, Назаровой дипломы тогда получили парни и девушки, имена которых сейчас никому ничего не скажут.
На слуху, разве что две однокурсницы нашей героини — Людмила Поргина (вдова Николая Караченцова) и Татьяна Бронзова (жена Бориса Щербакова, которая в свое время занимала должность завтруппой Московского Художественного театра).
Как-то, во время студенческого спектакля партнер случайно сломал Назаровой руку. Но у нее оказался настолько низкий болевой порог, что она в раже доиграла до конца и даже гордилась травмой.
Слабая восприимчивость к боли может быть симптомом душевного недуга.— Болевая чувствительность при психических расстройствах изменяется в следствии смещения акцента эмоций.
— объяснила психиатр Надежда Соловьева. — У человека есть более важные переживания, и он не фиксируется на ней.
Став дипломированной актрисой, Назарова стала сниматься в кино, а еще служила во МХАТЕ. Но могла запросто отказаться от очередной роли, потому что ее предложили «не в тот день недели».
Однокурсницы Назаровой удачно вышли замуж. Поргина — за Николая Караченцова (они — на фото слева), а Татьяна Бронзова — за Бориса Щербакова (пара — справа)
Однажды Наталья Ивановна уговорила театрального режиссера Владимира Салюка дать ей желанную роль романтической героини.
Но, увидев высокую и мощную матрону на сцене, которая в этом образе смотрелась, увы, нелепо, зрители принялись громко хохотать. Чем сильно ее обидели.
— И, вдруг, ужас! — рассказала Татьяна Бронзова. — После спектакля она в туалете общежития (где Назарова жила до получения отдельного жилья – Авт.), предприняла попытку свести счеты с жизнью.
Дверь вскрыли, ее сняли и спасли. Но с каждым годом недуг у артистки, увы, прогрессировал.
Во времена ее единственного, короткого и бездетного брака с букинистом Вячеславом Обросовым, тому с каждым месяцем было все труднее терпеть чудачества супруги. Она, например, могла нарядиться в сценический костюм и петь на лавочке в парке.
После развода ментальное здоровье Назаровой еще сильнее пошатнулось. В свое время она подружилась с коллегой по труппе Еленой Прокловой. Но та вдруг решила прервать общение.
За это Наталья жестоко отомстила бывшей приятельнице прямо на сцене. Во время спектакля вдруг не по сценарию достала булавку и принялась метиться, что ткнуть Прокловой в глаз!
— Но актер Игорь Васильев чудом перехватил ее руку, — припомнила Бронзова. После показа Назарова уверяла, что ничего подобного не помнит. А потом списала все на неудачную импровизацию.
Проклова ее простила. А буквально через месяц случился новый инцидент. Во время другого показа Назарова внезапно убрала стул из под пятившейся назад Елены. Та упала и сломала копчик. И после этого навсегда отказалась играть со странной знакомой.
Назарова была безответно влюблена в Юрия Богатырева, которого, увы, не интересовали женщины. Это ее не останавливало и она продолжала надеяться на чудо. А после смерти Юрия Георгиевича часто приходила к нему на могилу и вслух читала там лирические стихи
Коллеги стали намекать Назаровой, что ей стоит показаться психиатру. — Она отказалась напрочь со словами: «Вы что меня в психушку хотите сдать?», — уточнила Бронзова.
Когда наступала очередная острая фаза недуга, актриса опять принималась чудить. Зимой ходила по улице в сарафане и резиновых сапогах. Или подметала дорожки у метро, держа в одной руке колокольчик.
После нападения она полностью прекратила общение с коллегами. А вот жильцам ее подъезда не раз доставалось от артистки.
После смерти мамы (Лидия Викторовна скончалась 26 февраля 2004 года) ни с того ни с сего ударила соседку на лестничной клетке. В другой раз забыла выключить кран и затопила весь подъезд.
— Стучались к ней, она не открывала, — посвятил в детали происшествия киновед Алексей Тремасов. — Соседи вызвали милицию.
Слесари из ЖЭКа сломали дверь, а там их ждала агрессивная Назарова. Она тут же напала на милиционера, а слесаря принялась колотить. Вызвали неотложку, ее скрутили и увезли спецклинику.
Наталья Назарова создавала инсталляции из собственных волос и развешивала у себя дома на бельевых прищепках После лечения Назарова притихла, но с соседями больше не здоровалась.
Доживала своей век на крошечную пенсию, хотя в свое время мэр Москвы ввел доплаты в 30 тыс руб. всем народным и заслуженным артистам. Но Наталья Ивановна не стала подавать документы на эту дотацию, хотя, конечно, имела на нее право.