Как точно не надо исповедоваться: Объясняют священники

Какие основные ошибки мы совершаем на исповеди? Об этом рассказали священнослужители Андрей Овчинников и Игорь Фомин.

Андрей Овчинников — протоиерей, настоятель храма Троицы Живоначальной в Листах (г. Москва), кандидат богословия.

Андрей Овчинников, протоиерей: Часто на исповеди люди подают батюшке несколько листов, исписанных мелким почерком. Возникает вопрос: с какой же страстью ты борешься, если ты указал более ста грехов? С ленью, чревоугодием, тщеславием, осуждением?

Исповедь — это всегда начало новой жизни. А с чего её начинать, если ты тут столько понаписал? Сразу со всем перечисленным не справиться. Как в народе говорят, за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Таким образом, длинный список не даёт никакой пользы. Намного важнее выделить у себя главные слабые стороны.

Обычно бесы бьют человека по какой-то одной страсти, которая при этом имеет много ответвлений. Поэтому очень важно понять, какой сук срубить, чтобы ветки сами отвалились.

К примеру, Мария Египетская, которая жила в пустыни, боролась с блудными воспоминаниями. Боролась восемнадцать лет только с этим грехом.

Ни с раздражением, ни с завистью, ни с гордостью… А когда исцелилась от этого, то Бог попустил ей продолжить внутреннюю борьбу с унынием.

В конце жизни она вела борьбу с гордыней и тщеславием, поскольку открыла в себе сверхъестественные дарования.

Например, знала строчки из Слова Божия, которое никогда не читала, ходила по воде, поднималась в воздух во время молитвы, питалась от Духа Святаго в пустыне и многое другое.

Таким образом, не будем забывать о важной методике духовной борьбы, которая заключается в том, что главная страсть — это ствол, а остальные — это ветви. Ствол подсекаем — дерево падает.

Игорь Фомин — протоиерей, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

Игорь Фомин, протоиерей: Самая главная ошибка на исповеди — это оправдание своего греха. Иногда объяснение причины совершения греха бывает настолько длинным, что человек, кроме того, что называет свой грех, осуждает другого человека.

Читайте также  Можно ли дешевым горошком испортить салат. Купила самый дешевый горошек и проверила

Что он — такой, сякой, невнимательный, пьёт… Нужно говорить не про другого человека, а про себя. Это исповедь. И к этой исповеди человек очень неправильно подошёл. Он заново осудил другого человека и вновь совершил грех.

Также исповедь может быть очень долгой. Человек может долго ходить вокруг да около, но так и не назвать свой грех. Вместо подобного словоблудия надо конкретно сказать, какой я. Я — такой, я — сякой…

Кто-то может сказать: «А, может, я хочу подробно рассказать о своём грехе». Если будет необходимо, то священник сам задаст наводящие вопросы.

Или вы сами можете спросить, можно ли рассказать более подробно и обстоятельно. И священник скажет, что можно, или он скажет, что всё понял без пояснений.

Не надо исповедовать одни и те же грехи, в которых мы исповедовались и больше не совершали с последней исповеди. Это неправильно.

Не должны мы на себя наговаривать и на всякий случай произносить грехи, которые не совершали, или, если не помним, совершали или нет. Это тоже ошибка — произносить грех, который не помним, то есть не пережили, не изжили из себя…

Мы не должны упоминать других людей, называя свой грех на исповеди. Грех другого мы должны скрыть. Постарайтесь не называть имена и фамилии других людей. Исповедь должна быть про меня.

То есть о своих грехах я и должен говорить. Не надо и на себя наговаривать, и других людей в свою исповедь привносить. Повторю, что не надо быть многословным. Надо кратко сказать, какой я плохой. Этого достаточно.

Таинство исповеди.

Источник