…А методы воспитания там были своеобразные – современные педагоги бы такое не одобрили точно.
Наверное, нет в нашей стране человека, кто не видел бы Васильеву – или на театральных подмостках; или в советской кино-классике с Высоцким – «Четвертом»; или в современном тнт-попсовом сериале «Ольга».
Такая она разноплановая артистка, что за свои… 77 (!!!) лет успела поработать в киноиндустрии разных эпох. И в советское время, и в ранее российское, и в современное.
Она славится тем, что рубит правду-матку, поэтому интервью с нею всегда немножко шокируют. Зато их интересно смотреть.
Недавно прочитала большое интервью с Васильевой в «Караване», там актриса поделилась воспоминаниями, как ее хейтили коллеги в начале ее театрального пути, как у нее ничего не получалось…
И рассказала о методах воспитания, об отношениях со своей матерью – и о том, как ей это помогло в жизни.
Татьяна родилась в Санкт-Петербурге. Семья была далека от искусства: отец был слесарем, а мама работала экономистом. После школы Татьяна молча, никого не предупредив, решила подать документы в театральные училища.
Она выбрала Москву. Соврала родителям, что едет на экскурсию в столицу, а сама уже знала даты экзаменов. Абитуриентку приняли во ВГИК и МХАТ, и она выбрала мастерскую Василия Маркова в легендарной Школе-студии.
После окончания Школы-студии МХАТ молодую актрису в возрасте 22 лет приняли в Московский театр сатиры.
Начало карьеры Васильевой было проблемным. У нее плохо получалось играть, это видели и понимали все. И тем не менее, роли ей доставались на зависть коллегам. Разумеется, это породило цепочку сплетен и слухов, что у молодой актрисы роман с «кем надо».
«Через это в молодости я прошла легко, потому что тогда была вообще полная идиотка, не понимала, что в зале того же Театра сатиры сидят актрисы, которые до обморока хотят играть эту роль, а я стою на сцене, ее репетирую.
Я через какое-то время это, конечно, ощутила, но все равно замены мне никогда не было. Один раз только Катя Градова сыграла в «Горе от ума» — и все, и то для меня это не было потрясением. Я очень легко проходила эти виражи.
А что про меня говорят, понятия не имела. И не задумывалась ни о чем, например о том, что мне везет и мне дают играть главные роли. В Сатире шло 13 названий, и 10 из них были моими» (с)
Сама Васильева откровенно называет свои первые театральные работы – провалами. «Никто не знал, что со мной делать, я сама не понимала, что могу и на какую кнопку мне нажать в той или иной роли. Но я понимала — мной все недовольны.
Удивительно, но никто меня не снимал с роли, не выгонял из театра. Нет, я шла, играла, уходила в жутком настроении, как курица, которой отрубили голову…
Я знаю, что такое провалы. Но почему-то это не было для меня катастрофой. Мне вот сейчас кажется, что я была на краю пропасти первые лет пять» (с)
Она удержалась в профессии. У нее получилось. И это редкость, на самом деле: редко какая личность может выдержать гнет критики, косые взгляды коллег, суровое начальство, цокание языком – и так несколько лет подряд.
Васильева отдает дань воспитанию своей матери – именно в семье ее сделали такой стойкой, умеющей сопротивляться жизненным перипетиям, критике и нелюбви, неодобрению.
Причем по нынешним меркам такое воспитание посчитали бы узурпаторским. Нынешняя педагогика заточена на то, чтобы детство и взросление было комфортным. В 50-х — 60-х, на время которых пришлось детство Татьяны, таких веяний в воспитании не существовало и близко.
Татьяна Васильева о воспитании и отношениях со своими родителями: «Нет, ни одного раза мама меня не похвалила, и за это ей особое спасибо. Она мне не давала возможности прийти домой и сказать: ай да я! Нет, она бы меня сразу остановила.
Потому это я все внутри себя держала. У меня свое мнение имелось, с чем себя сравнивать — со вчерашним спектаклем или с сегодняшним, но мама всегда была очень строга, всегда ей казалось недостаточным или неидеальным то, что я сделала, такая позиция.
Если в детстве я упаду, она мне еще даст туфлей по заднице, чтобы не падала. Я всегда бежала к своим детям, а теперь бегу к своим внукам, если, не дай боже, царапина какая. Я просто теряю сознание.
А мама была железобетонная. Она сама этого не понимала, дожила почти до 90 лет вот в таком состоянии и с таким мнением. Она великий человек. Мама сильная, а папа слабый…
Но он сломался из-за войны этой гребаной. Он все время там был в стрессе и не хотел потом, после победы, говорить об этом вообще.
Только один раз сказал моей старшей сестре: «Мне все время было страшно». Поэтому его и не стало рано. Он ведь даже не увидел меня на сцене, не видел, что я актрисой стала…»
Тут в каждом абзаце такая родительская позиция, от которой современные психологи и педагоги пришли бы, наверное, в ужас!…
А вот результат получился интересный – Татьяна Григорьевна выросла бронебойной личностью, которая прошла все круги зависти театральной богемы, все круги сплетен о своей персоне, прошла огонь, воду и медные трубы.
Позже она перейдет в Театр имени Маяковского, начнет успешно сниматься в кино, много-много будет в ее жизни поворотов, разбитых сердец, карьерных успехов…
«За кулисами стояли артисты и говорили: «Она пьяная?» Такая была реакция. Ну ни в какие ворота это не входило. Но потом, конечно, я вписалась органично в спектакли Театра Маяковского, в совершенно другую театральную школу».
Все перипетии жизни артистки не перечислить в одной публикации. Но все это стало возможным именно благодаря тому самому воспитанию, семейной атмосфере, особенностям раннего детства.
Еще яркая зарисовка характера Васильевой:
«Я себе говорю: «Ну что меня может обидеть? Ничего».
— Ничего?
— Ничего. Жизнь научила. У меня есть на все свое мнение, я могу к себе прислушаться, могу сама себя спросить, если плохо. Если очень тяжело, я знаю, нужно до утра дожить, а там станет хорошо» (с)
К своим годам Васильева изменила образ жизни: если раньше она, по собственному признанию, среди ночи могла поехать к кому-то в гости, там выпить, потанцевать, погулять, завести какой-то роман, то сейчас – «Не приведи Господи!».
Можно по-разному относиться к ее экспрессивности, своенравному характеру, но то, что жизнь она прожила интересную – это факт.