Он сделал Тане очень своеобразное предложение руки и сердца. Дама с самоуважением (хотя бы минимальным) не стала бы продолжать эту историю, моментально разглядев непригодность «жениха» к совместной жизни и компромиссам, которые она предполагает.
Но Таня не была обременена тем, что сейчас называют высокой самооценкой и самоуважением.
«Наташа Гундарева допытывалась у него:
— Сань, вы собираетесь с Таней жениться? Какие у вас планы?
А он ответил:
— Все от нее зависит. Как Таня захочет, так и будет.
Это и было предложением руки и сердца. Конечно, меня отговаривали, пугали, но кого бы я всерьез тогда послушала?
Все в театре были убеждены, что это — днем позже, днем раньше — непременно закончится. Ни с кем не советовалась. Это был мой выбор. Я выходила за Мартына замуж на-всег-да!» (с)
На момент знакомства с нарциссичным Александром Мартыновым, который так свысока позволил ей себя любить, Татьяна уже успела побывать замужем.
Валентин Клементьев был ее однокурсником в ГИТИСе, пользовался успехом у девушек. Скромная Татьяна сначала не обращала на него внимания, а позже просто не верила своему счастью, что он выбрал именно ее.
«Я была очень строгой девушкой и на однокурсников не обращала внимания: с утра до вечера с удовольствием репетировала, бегала по библиотекам.
После первого же показа отрывков педагоги очень хвалили. Продержалась так до третьего курса, пока меня неожиданно не позвали замуж. Свадьбу играли в ресторане гостиницы «Москва».
Однажды ее «Валечка» (так Татьяна называет в воспоминаниях своего первого мужа) просто пришел и сказал ей: «Я очень полюбил Орлову». Муха очень расстроилась, собрала свои вещи и переехала… внезапно, к этой самой Тане Орловой на Суворовский бульвар.
Валентин периодически звонил разлучнице и часами объяснялся ей в любви. Она, сидя на стуле в коридоре с трубкой в руке, его увещевала. Муха, заламывая руки, бросалась собирать вещи.
«Дура, что ли, совсем?! Куда ты поедешь? На вокзал?» — басила сурово Орлова. Она была девушкой постарше, с твердым характером. Валентин в итоге остался без обеих Тань – и без Орловой, и без Мухи. Что здесь скажешь: типичный студенческий брак, первый блин комом.
А вот второй брак получился куда как показательнее с психологической точки зрения. По первому союзу видно, что Татьяна имела тенденцию к угодничеству, тенденцию прогибаться под партнера. Увы, но во втором браке это раскрылось во всей своей неприглядной полноте.
Александр Мартынов был на 13 лет старше Татьяны. Ему уже стукнуло 36 лет. На момент знакомства с ней он уже был признанным артистом с эго до небес. Куда бы Мартынов ни приходил, сразу же становился центром притяжения.
Высокий, плечистый, светловолосый – настоящий викинг. Иногда он уходил в себя, теряя интерес к окружающим. Был интеллектуалом, умным, начитанным человеком, интересным собеседником, нестандартно мыслящим.
Татьяна сначала его сторонилась: «В героя Мартынова по пьесе я влюбляюсь. А в жизни даже не думала об этом. Очень настороженно к нему относилась.
Он настолько был избалован женским вниманием, что, наоборот, сторонилась его» (с) Но спустя пару месяцев привыкла к напарнику и уже любовалась им, не особо скрываясь.
В мюзикле они играли вместе аж полгода. Зрелый и самоуверенный мужчина, конечно же, видел смущение молодой девчонки-коллеги. Очаровался ею: именно ее девичье смущение и заставило многоопытного и холодного Мартынова приударить за ней.
Почему холодного?… Потому что на тот момент у него уже подрастал внебрачный сын, которого актер знать не желал. Плюс признанные двое детей от первого брака (им он платил алименты).
Впрочем, Татьяна эти «красные флаги» все пропустила мимо глаз и ушей. Хотя знала о внебрачном сыне (позже выяснится, что и девочка имелась от побочной связи), не придала этому значения.
Так неловко читать ее воспоминания, когда она сама, на занятые деньги, нанимала такси и мчалась к нему в ночи…
Вот она – женская низкая самооценка, как она есть: «Саша жил на улице у Воронцовских прудов. Ему только что дали от театра квартиру. Сижу, ошарашенная, с трубкой в руках на стульчике в коридоре. Выходит Танина соседка:
— Что с тобой? На тебе лица нет.
— Любаня, ОН меня ждет!!!
— Мартынов, что ли? Ну поезжай, чего сидишь?
— Он живет где-то в Черемушках, а у меня нет денег на такси.
Она достает десятку:
— Поезжай. Хватит тебе бобылить.
Доезжаю до метро. Ночь. На улице у выхода стоит Мартынов. Три остановки прошел пешком от дома — и все ради меня! Счастье, стой!»
«Сашина квартира была не запущенной берлогой одинокого холостяка, она поражала тщательно продуманным дизайном. Как он умудрился? Денег-то не было. Мартынову приходилось платить со своей зарплаты алименты на двоих мальчиков от первого брака» (с)
Отношения с будущей свекровью не задались сразу. «Когда Саша познакомил меня со своей мамой, я многое в нем поняла. Всю жизнь он, производящий впечатление мачо, искал в женщинах маму.
Мария Николаевна родила Сашу поздно, как я понимаю, для себя, в 1948-м, в трудное послевоенное время. Она жила на Преображенке в сталинской пятиэтажке. У нее на руках была парализованная бабушка, ей было 90, она лежала в отдельной комнатке.
Саша был хорошим сыном. Он говорил, что его мама в прошлом была художницей. Из своей крошечной пенсии она умудрялась подкидывать сыну то десять, то двадцать рублей, чтобы мог дотянуть до зарплаты»
– вот тут неясно, каким же он был хорошим сыном, если тянул из матери последние деньги? Впрочем, у всех разное понимание понятия «хороший сын».
В декретный отпуск Татьяну отправили уже на 2-м месяце: из-за отечности она не могла играть привычные роли. Вместо нее взяли Ирину Розанову.
К концу беременности Татьяна весила более 100 кг. Надо отдать должное Мартынову: он, кажется, действительно собирался стать хорошим семьянином и отцом.
«А еще беременность я проводила в полной депрессухе. Так себя и называла: «Центнер в горе». Рыдала постоянно, стоило мне палец показать. Вместо обещанного докторами гормона счастья включился гормон несчастья.
Нашей молодой семье еще до рождения Маши дали двухкомнатную квартиру на Гоголевском бульваре. Сюда мы привезли дочку из роддома.
Саша перенес из старой квартиры свои удивительные полки из бруса и кухонный стол, мои родители купили мебель. И мы зажили на новом месте. Я целиком погрузилась в материнство, полностью переключившись на Машу» (с)
Хватило его на три года. По воспоминаниям жены, Мартынов старался быть хорошим отцом: даже пеленки стирал. Играл в папу. Но внутри он оставался все тем же нарциссичным ловеласом.
В 1988 году Мартынов ушел из семьи. Увы, но карьера Татьяны так и не взлетела. В 1990-м она снялась в «Мордашке», и эта роль так и осталась вершиной ее кино-карьеры.
Не погрузись она тогда в семью, все могло сложиться совершенно иначе, ибо потенциал для этого был. Впрочем, сама Муха обиды не держит (по крайней мере, читая интервью, такое впечатление складывается).
Даже спустя десятилетия после того, как муж ее бросил, она полюбовно и тщательно перечисляет его хобби: как он любил играть в футбол с Сашей Абдуловым, как обожал нарды, каким он был красивым, выдающимся, особенным.
Из всех его детей дочь Маша была его самым любимым ребенком: ей он уделял больше всего внимания (других просто не признавал). Может, для этого Всевышний и создал эту ячейку общества?…
Все же она в глубине души понимала холодную натуру Мартынова, отлично описала этот мужской нарциссизм:
«Главная Сашина беда, на мой взгляд, что ему Богом не был дан талант любить. Он, к сожалению, оказался лишен этого чувства. Как одинокий волк, Саша никогда и нигде не пускал корней» (с)
В начале 90-х она выходит замуж в третий раз, забирает дочь и навсегда улетает из России в США. Мартынов дочь не искал и не жаждал встреч – отпустил, как и не было.
Сам он тоже уходит из кинематографа: с 1993 года ни одного проекта, ни одного появления на сцене. Александр Мартынов редко бывает в шумной столице и живет на даче в Кратово – ухаживает за садом, ведет закрытый образ жизни. Ему 76 лет