В дискуссиях о Гоше уже сломано немало копий, но у меня их в запасе много, поломаем еще. Нет страшнее партнёра, чем человек с низкой самооценкой.
Такие люди в отношениях всегда стремятся унизить партнёра, чтобы выглядеть круче в своих собственных глазах. Превосходство партнёра хоть в чём-то для них невыносимая трагедия и унижение. И Гоша именно из таких людей.
Вкратце напомню историю: директор химкомбината Екатерина Тихомирова в электричке знакомится с неким Гошей, он же Жора и далее по списку. Мужик, подсев к ней, с ходу начинает её клеить.
Только делает он это не классическим «гражданочка, разрешите с вами познакомиться», а буквально атакует её всеми силами показывая, какой он не такой как все.
Он разговаривает с Катериной с хорошо читаемым чувством превосходства, подкатывает к ней с позиции «Да я всё про тебя знаю». То есть, преподносит себя этаким оракулом, который видит Катерину насквозь.
И на лице у нее написано, что ей неприятна его грязная обувь, и взгляд у нее незамужней женщины, и продвигали её по линии профкома, и что он там ещё ей о ней же рассказал.
И он мгновенно переходит с Катериной на «ты» — форсирует сближение, хотя никаких предпосылок к этому нет. То есть, он уже начал повышать свой статус, унижая её.
Кстати говоря, мало кто обращает на первое появление Гоши в кадре. Советую посмотреть этот момент. Он идет по вагону, неся самовар (какой-то бабуське помогал).
При этом он идет не молча, а громогласно вопрошает, так что на него начинают оборачиваться люди, в том числе и Катерина:
— А ну, кому чайку?
Это человек, который очень любит быть в центре внимания.
Иными словами — он весь в этом. Эпатаж, демонстративное поведение, жажда внимания со стороны окружающих. Как говорит моя знакомая — любит быть на сцене.
Это говорит о том, что перед нами человек с низкой самооценкой, страдающий по этому поводу и всеми силами стремящийся поднять эту самооценку за счет окружающих. В какой-то мере самовар символ Гоши — надутый, блестящий и… изрядно потрёпанный.
Итак, тёртый калач Гоша сразу понял, что на этом аэродроме будет можно приземлиться. И он кидается за Катериной следом, когда она собралась выходить на своей остановке. Гоша действует по всем правилам пикапа.
Он решает поразить Катерину своей щедростью — у него есть пять рублей, и ради неё он готов их потратить и даже пройтись обратно пешком, хотя на мой взгляд, он рассчитывал, что ему предложат остаться на ночь.
Он же за такси заплатил целых 5 рублей — значит, в праве рассчитывать на увлекательное продолжение. Типичная мужицкая логика. Не выгорело, и он явился к ней на следующий день и уже с претензией: «Поздновато возвращаешься.
Я тебя тут два часа жду». Не имея на это никаких прав. Не муж, не жених, не сожитель и даже не друг — на вторые сутки знакомства он уже вываливает ей претензии.
Катерину часто упрекают во вранье — якобы она соврала Гоше о том, кто она на самом деле. Но Катерина не врала ему. Она просто не стала сообщать ему эту информацию. А кто бы сообщил после его таких заявлений?
Сказала бы позднее, выбрав удачный момент. А вот Гоша устами друзей врал ей осознанно. Я имею ввиду фальшивый день рождения. И вообще всё это цирковое представление с фальшивой днюхой для чего было устроено?
Было бы правильно пригласить на выезд Катерину с дочерью без своих друзей. Друзья там к чему? Исключительно к тому, чтобы пропеть Гоше дифирамбы и рассказать Катерине, какой он замечательный.
И это тоже говорит о том, что у него низкая самооценка. Он не уверен в себе, поэтому и понадобилась группа чирлидерш с пипидастрами. И что из того, что они там наговорили про Гошу правда, а что нет — одному Всевышнему известно.
Взять россказни про «руки золотые». Языком чесать не мешки ворочать. Достаточно взглянуть на тот свинарник, что у строил обладатель золотых рук в своей комнатухе.
И не надо говорить про ремонт — ремонт идет в коридоре, а не у него в комнате. А у этого слесаря «с золотыми руками» книги с переезда так и стоят связанные стопками. Даже занавески не удосужился повесить.
А ведь со времени переезда прошло минимум три месяца — примерно столько нужно на то, чтобы зарегистрировать новый брак (его бывшая успела замуж выйти за это время)!
Да как же, — раздаются отдельные восхищенные голоса, — он же вон чего из пылесоса сделал! Аппарат высокого давления «Циклон»! Ну вы серьезно?
Как сделать при помощи банки и пластмассовой крышки пульверизатор, было написано в инструкции к пылесосам. Это вообще не проблема, даже подросток справился бы с этой задачей. Тоже мне, достижение.
Ну и в довершении всего — его знаменитое «Запомни, всё и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я — мужчина», которую некоторые воспринимают как признак «настоящей мужиковости», на самом деле говорит о том, что у него крайне низкая самооценка и высокий уровень глупости.
Он хитрый, но неумный. Если бы он сказал «на том основании, что я взрослый человек», это звучало бы и воспринималось совсем иначе. А здесь как в известной прибаутке: мальчик с девочкой поспорил, спорил-спорил и проиграл.
Аргументы закончились, и он тогда говорит: «А ты до меня не допИснешь». Фактически он сказал: «У меня чл@н между ног, и поэтому баба не смеет быть круче меня!»
А ведь Гоша не мог не заметить, что Катерина далеко не блондинка (во всех смыслах). И позвольте спросить, почему же тогда он объявляет, что не хочет считаться с её мнением? Не по-партнерски как-то.
Вот поэтому из всех показанных нам партнёров Катерины Гоша самый худший. Никакой счастливой жизни с этим типом не построишь. Подумайте сами: он узнал, что Катерина не просто какой-то там мастер, а директор комбината.
Это нанесло такой удар по его самолюбию, что он сбежал в запой. Он понял, как глупо он выглядел со своими пафосными рассуждениями о месте женщины.
Его потом уговорили вернуться, но как вы себе представляете их с Катериной дальнейшую совместную жизнь? Гоша слишком горд, чтобы простить Катерине её превосходство.
Подняться до её уровня и уже тем более до более высокого он не сможет. Значит, что? Она, чтобы удержать такого замечательного мужика, будет должна уйти с директорского поста? Куда? Обратно в наладчицы?
Выше-то нельзя, Гога обидится. Жизнь с Гошей в случае Катерины это путь на дно. И не надо ничего говорить про «книгу», эту бpeдятину, которую издал автор сценария в 90-х, чтобы срубить деняк. Есть фильм, психологически выверенный, с миллиметрово прописанными образами. Остальное от лукавого.