Наши предки начали возносить молитвы «про себя» около трёх столетий назад, и, вероятнее всего, такой способ вознесения молитвенных обращений не распространился бы вовсе, не случись Иерониму Стридонскому заболеть.
В ту пору Святого, переводившего библейские тексты на латынь, одолела страшная боль в горле — он не мог говорить и молиться привычным способом, и поэтому стал обращаться к Господу мысленно.
Конечно, Святому было горько от того, что недуг замедляет процесс перевода — в те годы люди вообще не имели привычки читать что-либо про себя, а тех, кто поступал подобным образом, считали чудаками.
Тем не менее, и за святителем Амвросием Медиоланским водилась такая привычка — он предпочитал возносить молитвы очень тихо. По словам блаженного Августина, Отец Амвросий делал это следующим образом:
«…В минуту чтения очи Амвросия перебегали со страницы на страницу, сердце его стремилось вникнуть в смысл прочитанного, однако язык его оставался неподвижен.
Я часто становился свидетелем этого занятия (каждый из нас мог прийти к нему, когда пожелает), и Амвросий всегда придерживался этой манеры чтения — только про себя».
И подобные примеры — это ещё одного доказательство простой, но очень важной мысли: сама молитва гораздо важнее избранного способа чтения. Сердце христианина в подобную минуту, как правило, указывает ему, как именно надлежит обратиться к Господу.
Хотя, по мнению священнослужителей, чаще следует возносить молитвы вслух: так их смысл скорее достигнет и наших сердец, и умов…
Кроме того, и нечистые не переносят произносимых вслух обращений, а в особенности — псалмов. Читая их, мы можем многого не понимать, однако же, не сомневайтесь, лукавые поймут всё.
Старец Паисий, говоря о способах вознесения молитв, советовал их чередовать: «…Человек, всё время молящийся в голос, довольно быстро устаёт, и потому следует совмещать устную и мысленную молитву.
Немногие способны, что называется, «молиться умом» — такое занятие требует сосредоточения и усердия.
Лучше всего начинать с вознесения молитв шёпотом — это научит тебя концентрироваться на тексте обращения.
Не забывай чередовать свои молитвы, и, со временем, ты сможешь обучиться «умной молитве». Когда человек возносит такую молитву, его сердце радуется и поёт, приближаясь к Небесному, Божественному состоянию».
Кроме того, необходимо помнить ещё об одном важном нюансе: Ваша молитва, будь она устной или мысленной, не должна превращаться в формальность, вычитываться механически, «для галочки».
Каждый христианин знаком с понятием «живой веры» — такая вера подразумевает под собой искреннюю надежду и подлинное устремление к Господу. Живая вера наполнена чувствами и исполнена сердечности.
И потому, даже если молитва читается по бумажке, нужно стараться вложить в каждое прочитанное слово всего себя, всю свою любовь к Небесному Отцу.
Обращаться к Господу можно разными способами, но, по мнению Святых Отцов, если Вы выбираете между полноценной и краткой молитвой, лучше отдать предпочтение полноценной: подобное обращение всегда будет полезным.
К молитвам следует относиться как к доверительным беседам, которые происходят между Вами и любящим, заботливым Богом. Рядом с теми, кого мы по-настоящему любим, порой приятно и просто помолчать, ведь ощущение этой сокровенной близости само по себе прекрасно и радостно.
А потому, желая обратиться к Господу в молитве, помните о том, что это, в первую очередь, возможность побыть рядом любимым и любящим Вас Творцом,
но как именно Вы к Нему обратитесь — из дома или гуляя по улице, с молитвой из молитвослова или читая текст наизусть, шёпотом или мысленно — не так уж важно.
Кроме того, глядя на своих ближних, мы должны стараться видеть в них Самого Спасителя — то есть не совокупность их человеческих достоинств, недостатков и привычек, но их живые, бессмертные души, ведь именно людские души видит и всем сердцем любит Господь.
Тем, кому удаётся постичь это непростое умение, Небесный Отец дарует особую привилегию: такие люди становятся руками Господними в жизнях своих близких.
Но, даже удостоившись подобной чести, человек не должен забывать о духовных трудах и должной смиренности. Вспомним о том, что Спаситель говорит о двух заповедях, связанных с любовью:
Тем не менее, его слова не призывают нас отвергать закон и пророков, совсем наоборот — их существование направлено на подкрепление этой любви.
Иначе говоря, и заповеди, и Божественные Откровения ведут нас к одной цели: к обретению искренней, чистой любви к Господу и ближним. Рассуждая о молитвах, Игнатий Брянчанинов рекомендовал христианам следующее:
«…Молиться нужно регулярно — в этом и кроется весь секрет. Можно обращаться к Господу голосом, а можно — мысленно. Выходя в общество, молись про себя, а в те минуты, когда ты один, возноси молитву и голосом, и умом.
Молитвы для духовной жизни необходимы в той же мере, как и елей необходим для возжигания лампы. Если елея будет мало, лампу зажечь не получится — она станет то и дело угасать, наполняя пространство едким, зловонным дымом”.
Раздумывая о том, как именно молиться, следует также учитывать и духовный возраст, и чистоту разума, и само качество Вашей молитвы. Если же Вы не так давно пришли к Богу, прислушайтесь к совету, высказанному протоиереем Андреем Ефановым:
“…Когда человек только начинает обучаться молитвенной практике, ему следует обращаться к Господу или Святым вслух:
таким образом он будет сознавать, что действительно беседует с Небесным Отцом, что он говорит с конкретной личностью, а не возносит молитвы в пустоту».
А по мнению иерея Петра Гурьянова, главные ориентиры в молитвенных вопросах — это сердечность и искренняя, твёрдая вера:
«…Когда мы молимся искренне и чистосердечно, не помышляя при этом о чём-то лукавом, мы молимся не зря. В таком случае Господь обязательно нас услышит и поймёт».