Дружинина могла пулей вылететь из «Девчат»: приказ пришел сверху

Ее спасли коллеги по цеху.

Сегодня фильм «Девчата» невозможно представить без Светланы Дружининой. Она блестяще сыграла роль Анфисы, у которой Тося отбила Илью. Однако зрители могли вовсе не увидеть актрису на экране, и вот что произошло.

Юрий Чулюкин искал идеальную Анфису очень долго. На эту роль пробовались Клара Лучко и Валентина Лановая. И только Дружининой удалось завоевать сердце режиссера.

Но когда первый отснятый материал попал на глаза руководству Мосфильма, артистку приказали убрать из картины. Якобы она была слишком красивой, и какая-то повариха не смогла бы отбить у такой девушки ухажера.

Однако за Дружинину заступились все звезды «Девчат». Они успели подружиться с ней и сработаться. В ситуацию также вмешался художественный руководитель фильма Юлий Райзман. Он подсказал убрать все крупные планы с красоткой, чтобы не смущать зрителей.

Как красота Светланы Дружининой чуть не стоила ей роли в «Девчатах»

Есть киноленты, которые не стареют. Такая уж у них судьба. И фильм «Девчата», снятый в 1961 году — один из них. Недавно я пересматривал эту картину в компании наших знакомых.

Картина до сих пор любима зрителями. Пусть она чёрно-белая, а советский образ жизни непонятен молодым, но лёгкая, светлая комедия о непростой любви смотрится на одном дыхании. И это — заслуга режиссёра Юрия Чулюкина и всей съёмочной группы.

На съёмках и при подготовке к ним кипели нешуточные страсти. На роль Анфисы утвердили красавицу Светлану Дружинину.

До этого момента Дружинина играла в основном роли сельских тружениц, и вот ей выпал шанс вырваться за границы надоевшего амплуа.

Кадр из х/ф «Девчата», режиссер Юрий Чулюкин, 1962 г.

Другую Анфису сейчас невозможно представить, а ведь был момент, когда режиссёра поставили перед необходимостью заменить актрису.

Читайте также  — Я не разрешала твоей дочке есть мой торт — Свекровь отобрала последний кусочек у ребенка

Часть фильма была уже отснята и представлена на худсовет. Фильм был производственный, и хотя лёгкость, комедийного жанра предполагала определённые вольности, работа строго контролировалась. И по мнению этого худсовета, Дружинина была слишком хороша.

Кадр из х/ф «Девчата», режиссер Юрий Чулюкин, 1962 г.

Неправдоподобным выглядело стремление молодого мужчины променять её на взбалмошную, невзрачную повариху. Не реалистично, не жизненно.

Для меня это рассуждение выглядит странным. К тому же Тося в исполнении Румянцевой — очаровательна. Но это моё мнение, всемогущий худсовет решил иначе.

Режиссёр задумался о замене актрисы, и ему пришлось бы переснять все сцены с Дружининой. Уже организовывались новые пробы. Для участия в них пригласили Руфину Нифонтову.

Кандидатура от режиссёра тоже была — это жена самого Чулюкина — Наталья Кустинская. Она могла бы справиться с ролью лучше Нифонтовой!

Руфина Нифонтова и Наталья Кустинская

Неизвестно, прошла бы худсовет такая замена (ведь Кустинская тоже была красавицей), но после неудачи с пробами на роль Тоси, она не согласилась заменять Дружинину. Или главная роль, или никакой!

Роль Анфисы предлагали и Кларе Лучко. Но знаменитая актриса не захотела сниматься в фильме. Ей не понравилась роль. После успеха в «Кубанских казаках», Лучко была очень востребована и могла выбирать фильмы.

Она в 25 лет стала лауреатом Сталинской премии. Такой титул не только ко многому обязывал, но и предполагал определённую свободу в выборе ролей. Анфисой могла бы стать и Алла Ларионова — жена Николая Рыбникова.

Клара Лучко и Алла Ларионова

Уже знаменитый, после фильма «Высота», актёр настаивал на том, чтобы роль сыграла Ларионова. Но утвердили Дружинину. Трудно представить, что было бы дальше, если бы не художественный руководитель Юлий Райзман.

Он убедил режиссёра и худсовет, что не по-хозяйски разбазаривать народные деньги. Очень много пришлось бы переснимать, а это большие затраты. И Дружинина осталась на съёмках.

Читайте также  О закрытых актёрских вечеринках и что на них творится

Вот как Райзман нашёл выход из положения. Все крупные планы с Дружининой были убраны. Вдобавок «обрезали» ноги везде, где их было видно. Теперь мне стало интересно — неужели ноги были самым замечательным во внешности актрисы?

Кадр из х/ф «Девчата», режиссер Юрий Чулюкин, 1962 г.

Фильму «Девчата» скоро 60 лет. Даже не верится. Наверное, это один из немногих фильмов, который я буду пересматривать с удовольствием.

С экрана веет молодостью наших родителей, дедов и бабушек, неподдельным энтузиазмом и верой в лучшее будущее. И мы не видим изнанки фильма, всех споров, находок и решений. Только улыбки и яркие чувства. Только любовь.

Источник