Андрей Михалков-Кончаловский был совершенно очарован своим ассистентом, которого ему посоветовали взять для съёмок «Сибириады» в 1978 году.
Студент ВГИКа оказался обаятельным живчиком, фонтанировавшим идеями, к тому же, — сибиряк и человек, игравший в театре ещё до института.
Одна беда — Кончаловский дал ему прочитать сценарий и выслушал идеи. Свежо, оригинально, остро, но… всё это совершенно Андрею не годилось!
Так, он отказался от услуг Александра Панкратова-Чёрного в качестве своего помощника на картине, зато с удовольствием пригласил его в качестве актёра. Саша сыграл одного из буровиков и вспоминал о своей роли не без иронии.
— Эпизод такой: меня придавливает нефтяной вышкой, кругом всё горит. Но я же хитрый сибиряк: увидел, что огонь раскладывают в метре от меня, и заранее намочил валенки в луже.
Меня основательно придавили — так, что я из-под вышки вылезти самостоятельно не мог, пиротехники огонь запалили – ну и валенки у меня закипели. Я ору: «Мужики! Вытаскивайте!» Мат-перемат! И вижу, как Кончаловский большой палец вверх — мол, вот так!
Когда меня вытащили, я, можно сказать, уже доходил. Подбежал к тому месту, где давеча лужа была, — хотел в ней валенки остудить, а там пусто. От огня в радиусе двухсот метров испарились все лужи!
Так я по этому радиусу минут двадцать бегал. Андрон кричит: «Ну гениальный артист! Смотрите, из образа выйти не может!» Сейчас об этом вспоминать весело, а тогда было не до шуток.
Именно Панкратов-Чёрный привёл на съёмочную площадку Наталью Андрейченко. Кончаловский рассказывал, что Александр был большим дамским угодником и знал всех молодых актрис, включая абитуриенток и студенток.
Поэтому кое-что для картины Саша сделал и как ассистент, когда Андрей попросил его найти «сибирскую, ядрёную, кровь с молоком» девушку.
— Она тогда была студенткой третьего курса у Сергея Бондарчука, — рассказывал Панкратов-Чёрный. — Одна из его любимых студенток. Наташа такая крупная тогда была, грудастая. Настоящая героиня из «Сибириады». Андрон ее быстро утвердил.
У режиссёра и 22-летней актрисы разгорелся страстный роман. Кончаловский был женат на француженке Вивиан Годе (его третий брак), их дочери на тот момент было восемь лет, но Андрей уже разочаровался и в этом браке, которому оставалось существовать два года.
Заболев воспалением лёгких и перенося его на ногах, режиссёр в то время жил у родителей, Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской, а Вивиан обитала в его квартире.
— Саша привёл Наташу Андрейченко: высокая, статная, круглая, вся, как яблоко, крепкая — укусить невозможно, — писал в мемуарах Кончаловский. — Она мне понравилась, я начал нести какую-то ахинею — тут же решили выпить водки.
Она стояла, готовила яичницу; я смотрел на ее икры, плотные, сбитые — вся казалась сделанной из одного куска. Сразу понял: она настоящая и, наверное, может сыграть Настю.
Кончаловский и Андрейченко перед съёмками отправились в романтическую поездку в Ленинград.
— Она пришла на вокзал в малиновом бархатном берете. Берет мне как-то не очень понравился. Но поездка была приятной, — так в своей романтико-ироничной манере вспоминал режиссёр об их небольшом путешествии.
Их роман довольно скоро закончился, хотя Андрей познакомил Наташу с мамой. Но это что-то значило для Андрейченко, а Кончаловский никогда не скрывал своих пассий от родителей, в чьём гостеприимном доме частенько собирались шумные молодёжные компании. Впрочем, к тому времени режиссёр был уже не молод, всё-таки 41 год.
— Я любила эту семью. Я была слишком близка к этой семье. С Натальей Петровной Кончаловской была близка. Оставалась у них дома.
Хулиганила там. Разбивала ворота на машине, — делилась воспоминаниями Андрейченко в программе «Судьба человека». — А братья в трусах в другом доме ночью из ванной комнаты смотрели.
Помню, что на следующий день надо мной был совершен суд. Они говорили на всех языках мира — на французском, испанском, английском.
Но только не на русском, поэтому я ничего не понимала. Это было так гениально. Это был такой урок. Выше урока в моей жизни не было.
В начале 70-х Кончаловский смотрел фильмы Ингмара Бергмана, изучая его режиссуру — и влюбился в игравшую в его картинах Лив Ульман, у которой с Бергманом были длительные отношения, и она родила от него свою единственную дочь.
Андрей позвонил ей в Осло, потом съездил в Норвегию, показал 40-летней Лив свой фильм «Дядя Ваня», предложил роль в «Сибириаде», в которой она не сыграла…
— И вот у меня вспыхнул роман с Лив, — вспоминал Андрей. — Я вернулся из Норвегии. Пришла Наташа Андрейченко. Я сказал ей: «Очень сожалею, но…»
Впрочем, отношения Кончаловского с Ульман долго не продлились. Она приезжала в то время в Москву, гостила на Николиной горе, но на этом всё, хотя по-дружески Лив общалась с Андреем и Никитой всю жизнь и участвовала в культурных мероприятиях.
Вот как вспоминал о появлении Лив в Калинине Николай Ващилин, занимавшийся на «Сибириаде» постановкой трюков: В гостиницу часто приезжали иностранные гости к Кончаловскому.
В то время Андрей Михалков-Кончаловский был женат на француженке Вивьен Годе/Михалковой, и она привозила знаменитых иностранцев на съёмочную площадку, рекламируя таким образом новый фильм своего мужа.
Повара местного ресторана готовили вкусную еду за дополнительную плату от щедрого директора фильма Эрика Вайсберга. Когда приехала Лив Ульман, известная шведская актриса и жена Ингмара Бергмана, пировали несколько дней подряд.
Озорная, пышногрудая красота молоденькой Наташки Андрейченко никого в группе не оставляла равнодушным. И главный режиссёр, и Вечный Дед — Павел Петрович Кадочников искали любого повода подержать её за изящную ручку. Не выдержал и я.
А непосредственно ролью Андрейченко в «Сибириаде» Кончаловский был очень доволен. Он вообще отзывался о ней как об актрисе с даром, данным свыше: «В ней русская широта, ощущение себя в пространстве, стать, мощь».
Но во время съёмок режиссёр всё время боялся, что ситуация выйдет из-под контроля, поскольку артисты безобразничали в свободное время в поисках приключений.
Сам Кончаловский, по его словам, отсыпался в номере, пока группа, как оказалось, жила бурной ночной жизнью. Он вспоминал, как администрация гостиницы в Калинине закатила грандиозный скандал!
На третьей и четвёртой сериях картины к коллективу присоединился художник Александр Адабашьян. С Панкратовым-Чёрным они напились до такой степени, что полезли к женщинам на четвёртый этаж по вертикальной вывеске «Ресторан», расположенной на стене гостиницы.
А как-то ночью Андрейченко, Панкратов-Чёрный и Кадочников попали в милицию за то, что жаркой июльской ночью купались голышом в реке — посреди Калинина.
Да не тихонько, а громко крича и горланя песни! Кончаловский в своих мемуарах утверждает, что у Кадочникова была с собой волшебная бумага, благодаря которой их отпустили из участка:
Происхождение этой бумаги таково. «Подвиг разведчика» очень понравился Сталину. Был банкет, Сталин сказал Павлу Петровичу:
— Вот это настоящий чекист! — И спросил: — Что я вам могу сделать приятное?
— Не могли бы вы это же самое мне написать на бумаге? — сказал Павел Петрович.
В результате из кремлёвской канцелярии Кадочникову прислали бумагу с Гербом СССР, где было написано: «Павлу Петровичу Кадочникову, артисту киностудии „Ленфильм“, присваивается почетное звание майора всех родов войск СССР. Сталин. Ворошилов».
Эта бумага была для Кадочникова палочкой-выручалочкой и «Сезамом, откройся» многие годы. Даже спустя двадцать с лишним лет после смерти Сталина, когда снималась «Сибириада», ее магическое действие не иссякло…
Наталья обижалась на Андрея не за то, что их роман недолго продлился, а на то, что он её больше не приглашал сниматься, как и его младший брат Никита Михалков.
— Кончаловский после съемок в «Сибириаде» про меня забыл! Все потому, что я прогуляла один съёмочный день. Никита Михалков тогда сказал: «Никогда тебя снимать не буду». И не снимает. И Кончаловский тоже.
А по воспоминаниям Андрея с актрисой всё время были какие-то проблемы, а этого не любит ни один режиссёр. Ему вторил и Панкратов-Чёрный, рассказывая, как разыскивал Андрейченко: «Загуляла девчонка, отрывалась, как могла, а Андрей, конечно, нервничал».
— Роль свою Наташа сыграла прекрасно. Правда, по ходу съемок было несколько шумных историй, — вспоминал Андрей.
— Накануне съемок она исчезала, найти ее было невозможно, где, по каким загульным компаниям ее носило, никто дознаться не мог — даже Саша Панкратов. Потом она, так же нежданно, как и исчезала, возникала в группе, замечательно работала…
И вдруг в 2022 году Андрейченко раскрыла личную тайну. Оказывается, во время съёмок она влюбилась в женатого директора киноленты Эрика Вайсберга.
— Я помню, летела очень-очень далеко, потом ехала на страшном бульдозере 12 часов по чёрной дороге. Меня могли убить, изнасиловать, я не знаю, что могли бы сделать, — вспоминала актриса в программе «Судьба человека».
Андрейченко призналась, что поехала к Вайсбергу, чтобы признаться в своих чувствах.
— Это было необходимо сделать! Так сильно я любила.
Я подошла к человеку, просто взяла его за руку, поцеловала руку и сказала: «Я прилетела сюда сказать, что люблю тебя. Я тебя очень люблю!» — объясняла она свой поступок.
Но Эрик её порыва не оценил. Вайсберг семью разрушать не собирался, он обожал маленького сына, и не скрывал от Натальи, что семья для него очень важна.
— Я это так уважала!.. Поэтому его и любила — настоящий мужчина, —вспоминала свои чувства актриса.
Актриса призналась, что самая большая беда, которая с ней случилась во время съёмок «Сибириады», — вовсе не разбитое сердце.
Впервые Андрейченко распробовала водку в 1976 году на съёмках «Степановой памятки» во время романа с Игорем Костолевским. После съёмок в ледяной воде он, который практически не пьёт, предложил Наталье согреться водочкой.
Позже, уже в доме Михалковых-Кончаловских она пила знаменитую «кончаловку», водку, настоянную на смородиновых почках, а на съёмках продолжала выпивать с актёрами.
Вскоре актриса поняла, что катится в пропасть, превращаясь в алкоголичку. Кто-то из руководства «Мосфильма» обратился к её отцу, с которым Андрейченко была очень близка, — «спасай дочь!»
Отца чуть удар не хватил, он принялся убеждать Наташу обратиться к врачам. Через две недели она сама пришла к папе со словами: «Я не справляюсь».
Он нашёл ей клинику, ей помогли на время, но тяжёлая алкогольная зависимость преследовала её очень долго, пока актриса спустя годы наконец не поняла, что никакая кодировка не поможет, пока она сама не захочет по-настоящему перестать быть рабой рюмки.
Конечно, это просто совпадение, что именно в то время актриса начала свою борьбу с зелёным змием с переменным успехом в течение многих лет. Зато картина принесла Наталье Андрейченко большой успех, она стала моментально известна, и её полюбили зрители.