В этой истории есть все: мистика, теории о секретных операциях спецслужб, рациональное толкование возможных причин произошедшего.
Но нет одного — точного ответа на вопрос: что произошло с группой, которую вела по не самому сложному маршруту опытный инструктор Людмила Коровина.
Единственный выживший свидетель трагедии, Валентина Уточенко, в своих немногочисленных интервью говорит, что все эти годы пытается забыть о том, что видела на склоне горы Тритранс. Подробности пережитого она впервые описала еще 30 лет назад, когда, чудом спасенная, вернулась домой.
Кто был в группе
В августе 1993 года студенческая группа под руководством главы туристического клуба при петропавловском педагогическом училище Людмилы Коровиной собралась покорить горный хребет Хамар-Дабан.
Людмила была мастером спорта СССР по спортивному туризму, инструктором со стажем и большим опытом покорения различных горных маршрутов.
Поэтому в данную экспедицию родители ей доверили даже своих несовершеннолетних детей. Поход планировалось провести в рамках туристических соревнований «Туряда», которые проходили по всей стране.
В группе Коровиной было немного участников — всего шесть человек кроме нее самой. А именно.
24-летняя Татьяна Филипенко работала секретарем в педучилище, при котором работал клуб Коровиной. Молодая женщина часто ходила в походы под руководством Людмилы, в том числе и по сложным маршрутам. Пропустить экспедицию на хребет Хамар-Дабан она не могла.
23-летний Александр Крысин, студент московского государственного техническом университете имени Баумана. Людмилу парень знал уже много лет, с тех пор, как 12-летним мальчиком попал в ее клуб.
Это она привила ему безграничную любовь к горам, и любое свободное время Александр посвящал походам по новым горным маршрутам.
19-летний Денис Швачкин тоже отлично знал Людмилу, но изначально в роковой поход идти не должен был. Его позвали вместо другого подростка, которого в экспедицию не отпустила семья.
Денис своих родителей ни о чем не спрашивал, они были в отъезде. Молодой человек просто оставил дома записку с информацией: «Ушел в горы, скоро вернусь». Это была последняя весть от сына.
15-летний Тимур Бабанов рос в горах, его родители увлекались спортивным туризмом, поэтому хобби передалось и Тимуру.
16-летняя Виктория Залесова очень хотела попасть на Хамар-Дабан, но сначала Коровина ее не брала в состав.
Людмила уже ходила с Викторией в поход, где девушка показала себя слабой в подготовке. Тогда Залесова попросила свою маму уговорить руководителя группы взять ее в этот поход. Коровина сдалась.
17-летняя Валентина Уточенко. Девушка выросла в деревне, была сильна физически и психологически. Не боялась никаких трудностей и бралась за любую, даже самую тяжелую, не женскую работу в походах.
Валентина также не была новичком в туристическом спорте. Вместе с Людмилой Коровиной она побывала на Тянь-Шане, Урале, Алтае.
А кем же была сама Людмила Коровина?
На момент похода ей был 41 год. Она одна растила дочь, которая была влюблена в горы не меньше матери. Свою работу Людмила считала делом всей жизни. В профессиональной среде женщина считалась суровым педагогом, но к воспитанникам относилась как к собственным детям.
Эта жесткость никак не повлияла на отношение к ней ее учеников. Они описывали Людмилу как хорошего учителя, который научил их уверенности и важным навыкам.
Из воспоминаний участника клуба Евгения Ольховского: «Она умела сплотить всех, сделать команду, верила людям верила в людей, могла заставить человека стать тем, кто он есть.
При ее наставничестве каждому из нас удавалось максимально раскрыть свои способности в разных сферах жизни. Сколько людей благодаря ей стали сильнее, смелее, правильнее».
Последний поход
Коровина не была безрассудной. Основательная подготовка группы к экспедиции началась за полгода. Участники во главе с руководителем продумывали буквально каждый час своего подъема.
Были учтены, казалось бы, все возможные факторы влияния на восхождение. Но Людмила и все участники группы прекрасно знали, что горы — это всегда загадка, всегда непредсказуемость, всегда опасность.
На сей раз Коровина выбрала маршрут третьей, средней, сложности, то есть не для новичков. Странно, что Людмила не взяла в экспедицию свою 16-летнюю дочь.
В этот же период девушка пошла в поход, но с другой группой, которая на определенном участке должна была встретиться с группой Коровиной.
Стоит заметить, что Хамар-Дабан — это не очень высокий горный массив, который находится в Бурятии на юге Сибири и расположен ниже озера Байкал.
Его суровые пейзажи сделали это место популярным среди туристов для пеших прогулок. Абсолютная высота над уровнем моря всего 2 396 м.
Напомню, что серьезные проблемы с кислородным голоданием могут начинаться примерно от 6000 метров высоты. А «зоной смерти» альпинисты обозначают высоты примерно от 8000 метров над уровнем моря и выше.
Итак, все шло по плану. Маршрут хорошо продуман, рюкзаки подготовлены и проверены, оставалось только прибыть на станцию Зун-Мурино, откуда и начиналось путешествие.
Свой поход длиной 70–80 километров туристы начали 2 августа 1993 года. К несчастью для группы, погода была ужасной: ледяной дождь, снег, туман.
Местные говорили, что это был один из самых холодных, дождливых и тяжелых для походов августов за многие десятилетия.
Почему Людмила как следует не изучила прогноз погоды? Наверняка изучила, ведь она была профессионалом. Вероятно, все произошло совершенно неожиданно. И это один из фактов в копилку мистических доводов о причинах трагедии.
Несмотря на тяжелейшие погодные условия в пути, группа не остановилась и продолжила свой маршрут. По словам Валентины, единственной выжившей, лишь один день выдался солнечным.
Это было на лонгутайском перевале 2 августа. Тогда ребята поставили палатки и провели там так называемую дневку. На следующий день, 3 августа, они снова отправились в путь.
Туристы только вышли на гребень хребта, как погода вновь испортилась. 4 августа группа достигла вершины Ханула и остановилась на ночевку.
— Это совершенно голая часть гор, там только камни, трава и ветер, — говорил в интервью Леонид Измайлов, бывший заместитель начальника Забайкальской региональной поисково-спасательной службы.
Несколько дней над горами шел снег с дождем. Измученная группа сделала перерыв. Внизу, на расстоянии четырех километров, находилась древесная полоса леса. Почему туристы не спустились в лес, до сих пор остается загадкой.
Первые признаки неприятностей начались, когда группа уже была готова к спуску. Неожиданный сильный дождь сделал путешествие более трудным, чем ожидалось.
— Утром 5 августа они собрались в путь, как вдруг около 11 часов у одного из парней пошла пена изо рта и пошла кровь из ушей. На глазах у всех Александру Крысину стало плохо, и он умер за считанные минуты, рассказывал Леонид Измайлов.
По словам выжившей Валентины Уточенко, в группе воцарился полный хаос. Из показаний свидетельницы, зафиксированных в отчете о поисково-спасательных работах как показания выживших:
«4 августа вышли на перевал Крутой, спустились вниз, шли по безлесной альпийской зоне, пищу готовили на примусах.
Примерно в 16.00 двигались к высоте Тритранс. Сильный дождь, холод. Остановились на высоте без леса, поставили две палатки, в 4 утра порвало растяжки палаток. Поправили. В 6 утра вырвало кол. Спальные мешки мокрые.
5 августа в 10 часов утра пришел Крысин, сказал, что они намокли и замерзают. Шел снег, ориентиров не видно. Собрали рюкзаки и стенкой стали спускаться вниз. Прошли метров 10. Стал падать Крысин.
Стали его поднимать, он падал снова. Возле него осталась Коровина, остальным дала команду спускаться вниз, но почти сразу остановила группу и попросила подняться за ней кому-нибудь. Таня достала тент и остальные укрылись под ним.
Я поднялась к Коровиной. Глаза у Саши были огромные, взгляд безразличный. Коровина пощупала пульс и сказала, что его сердце не бьется. Попросила утащить Вику вниз. Я поднялась к той, а она меня укусила. Я утащила ее к остальным.
Таня стала биться головой о камни. Денис спрятался за камни и залез в спальник. Подползла к Коровиной, а та не дышала. Пыталась поднять Тимура, когда поняла, что никто не двигается, стала спускаться вниз до деревьев, оделась и залезла спальник.
Укрылась тентом, утром поднялась вверх. Увидела Таню на камнях, Дениса, Тимура, Вику, выше Сашу и Коровину. Никто из них больше не воскрес».
Еще через сутки она снова вернулась к умершим товарищам. Закрыла глаза тем, у кого они были открыты и взяла необходимые вещи.
Валя выжила чудом. Четыре дня она провела в одиночестве. Сначала вышла к ретрансляторской вышке, позже набрела на заброшенную деревню, а потом спустилась к довольно бурной реке. Она расположилась на берегу, поскольку идти дальше сил не было.
Можно списать это на чудо, но в той глуши, где оказалась выжившая молодая женщина, ее заметили туристы, которые сплавлялись на катамаранах.
Сначала они не поверили своим глазам. На берегу стояла девушка и стирала вещи. Позже Валя будет говорить, что не помнит, как это делала.
Версии причин трагедии
Тела погибших, точнее то, что от них осталось, забрали с хребта только через месяц. Официальная версия гласила — туристы умерли от переохлаждения.
Однако, эта версия кажется очень странной, с учетом показаний свидетельницы, которая четко и ясно рассказала о неожиданном сумасшествии ее товарищей и практически мгновенных смертях. Разве возможно, чтобы 6 человек умерли от переохлаждения резко и практически в один момент.
Естественно, после таких странных выводов следствия, сразу начали возникать версии о других причинах. В частности, вышли на мистический, шаманский след. В тех местах есть страшный камень (Айха — Шулун), так называют шаманский мыс буряты.
В давние времена шаманы проводили здесь свои ритуалы, приносили жертвы. Известно, что и шаманы, и простые люди считают Хамар-Дабан мистическим местом, со своей энергией и аурой, на которые реагируют даже животные и растения.
Могла ли группа Коровиной прогневать духов священного места? Вопрос, который останется без ответа. Ходили и другие слухи, например, о том, что за спасением Уточенко стояли спецслужбы, которые, якобы, вели в том районе какие-то испытания.
Дочь погибшей Людмилы Коровиной Наталья в свою очередь отметила, что не видела заключения о смерти матери. Она не уверена, что тогда похоронили именно ее маму. Более того, никто ни ей, ни ее родным не объяснил, что тогда произошло.
«Меня вызвали один раз. И это был не следственный отдел. В жесткой непринужденной форме передали мне пакет, в котором были деньги, и конкретно сказали: „Никаких вопросов, чтобы не задавала. Поняла?“», — рассказала женщина.
Она не смогла вспомнить точную сумму, но отметила, что на эти деньги можно было в то время купить квартиру. По моей версии, они (туристы) просто надышались газом неизвестного происхождения, скорее всего, искусственного», — считает Наталья.
Но все равно остается открытым вопрос, почему Валя Уточенко выжила, находясь рядом с товарищами? В одном из интервью на вопрос: что помогло ей выжить, Валентина ответила: «Ангел-Хранитель вел. Выжила с Божьей помощью».