Почему Евангелия именно четыре: Батюшка разложил всё по полочкам

Иногда люди меня спрашивают:
«Батюшка, а почему Евангелия именно четыре? Чем это обусловлено и как объясняется?».

Вот об этом, наверное, сегодня с вами немного и поговорим. И, возможно, для кого-то из вас эта беседа тоже окажется полезной и не напрасной.

И да, Евангелий у нас с вами всего четыре: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Сказать с достоверностью, в каком году они были точно написаны, мы не можем.

Но несомненно, что это вторая половина I века и об этом нам свидетельствуют упоминания нескольких древних авторов.

Еще перед тем, как появились эти известные нам с вами Евангелия, уже существовали послания апостольские. Они появились раньше, как их письма, направленные каким-то конкретным поместным церквям.

А самих Евангелий, ну или по крайней мере произведений, которые так себя называли, в первые века христианства имелось целых несколько десятков.

Вы знаете, что Церковь их отвергла, отнеся к так называемым апокрифам, то есть недостоверным или сомнительным произведениям. В состав Священного Писания они не включены, хотя, конечно, имеют определенную историческую ценность.

Что же касается четверичного числа Евангелия, то об этом еще святитель Иоанн Златоуст в свое время сказал так: «Разве один евангелист не мог написать всего?».

И сам себе отвечает: «Конечно мог, но когда писали четверо, не в одно и то же время, не в одном и том же месте, не сносясь, не сговариваясь между собой, однако написали так, как будто все произнесено одними устами, то это служит величайшим доказательством истины».

Первые три Евангелия – от Матфея, от Марка и от Луки – очень похожи между собой и по излагаемому материалу, и по форме изложения и по стилю, поэтому их часто называют синоптическими (от греческого слова «синопсис», то есть по одному образцу или в одном образе).

Читайте также  Чего ожидать от високосного года Дракона, но кое-что делать не советуют

А вот Евангелие от Иоанна от них довольно сильно отличается. Во-первых, потому что оно было написано специально в дополнение к ним и, конечно, позже по времени.

Если синоптические Евангелия говорят больше о так называемом галилейском периоде служения спасителя и о его беседах в Галилее, то Иоанн больше говорит о его беседах в Иудее, в Иерусалиме.

У так называемых синоптиков эти беседы довольно простые и доступные к пониманию, у Иоанна же они глубоки, трудны и таинственны.

Считается, что первым из Евангелий было написано от Матфея. Он это сделал преимущественно для евреев и скорее всего изначально написал его на еврейском языке.

От Марка было написано немного позже и, как говорят некоторые древние авторы, Марк написал его со слов апостола Петра и сделал это по просьбе римских христиан.

Евангелист Лука скорее всего изначально имел происхождение языческое, но потом принял иудейство. Таких бывших язычников называли прозелитами и, видимо, он был одним из 70.

Свое Евангелие он написал по просьбе некоего знатного человека, жившего в Антиохии, достопочтенного Феофила. Оно отличается точностью в определении мест, времени и описываемых событий. Предание говорит нам о том, что Лука был врачом и живописцем.

Ну и как мы с вами уже говорили, четвертое Евангелие от Иоанна написано позже всех, и целью автора было дополнить рассказ первых трех евангелистов.

Сделано это было по просьбе эфесских христиан, потому что там стало появляться много разных сектантов, которые так же, как и наши современные, выдумывают что хотят, искажая истину.

И вот, чтобы противопоставить их выдумкам здравое учение Христа, Евангелие от Иоанна и было написано, как учеником, видевшим и слышавшим Иисуса Христа во время его земной жизни. Такая вот у нас с вами сегодня беседа о четырех Евангелиях и цели их написания.

Читайте также  Варю свёклу "своим" способом - в пакете. От души советую

Источник