«Не может быть!»: как Крачковской подарили ванну с раками и зачем свадебный стол поливали керосином

23 октября 1975 года на экраны вышла комедия Леонида Гайдая «Не может быть!». Режиссёр уже давно интересовался творчеством сатирика Михаила Зощенко.

Ещё при работе над комедией «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» он вдохновился рассказом «Интересная кража в кооперативе», сюжет которого лёг в основу главной новеллы фильма.

Для сценария новой картины «Не может быть!» Гайдай выбрал сразу три произведения Зощенко — пьесу «Преступление и наказание» и рассказы «Забавное приключение» и «Свадебное происшествие».

Подавая сценарную заявку, Леонид Гайдай отметил, что взятый за основу литературный материал как нельзя лучше подходит для того, чтобы «создать весёлый, смешной и в то же время не лишённый серьёзной мысли фильм».

Изначально режиссёр планировал добавить картине злободневности и перенести действие в 70-е годы, но начальство идею забраковало — якобы мещане с их мировоззрением остались в далёком прошлом.

Актёрский костяк фильма составили старожилы гайдаевских комедий. Для Нины Гребешковой это был пятый совместный с мужем фильм, для Михаила Пуговкина — четвёртый.

Для Натальи Селезнёвой, Натальи Крачковской, Савелия Крамарова и Сергея Филиппова — третий, а Леонид Куравлёв и Готлиб Ронинсон работали с режиссёром во второй раз.

На съёмках «Не может быть!» в команде Гайдая появились и дебютанты — Олег Даль, Валентина Теличкина, Михаил Кокшенов, Евгений Жариков, Светлана Крючкова, Михаил Светин и Вячеслав Невинный.

Съёмки начались под рабочим названием «Тайна, покрытая лаком», однако в процессе фильм переименовали в «Не может быть!».

Новое название однажды привело к курьёзу. Вячеслав Невинный завершал работу в другом проекте и попросил администратора купить ему билет на самолёт, чтобы лететь к Гайдаю.

Когда актёр уже собрался в дорогу, к нему прибежал довольный администратор и сказал, что спешить не нужно — он купил билет, но уже сдал его обратно.

Читайте также  Все невзгоды Натальи Назаровой: шизофрения и одинокая старость в грязной квартире

Оказалось, что на имя Невинного пришла телеграмма: «Съёмка сегодня Астрахани не может быть Гайдай». Администратор не знал названия будущего фильма и решил, что съёмки отменены.

Даль, блестяще справившийся с ролью певца Барыгина-Амурского, снимался у Гайдая неохотно — не считал его серьёзным кинематографистом. Такое же мнение о режиссёре поначалу было и у Валентины Теличкиной.

Сниматься она согласилась из интереса — острохарактерной комедийной роли в её фильмографии ещё не было.

На съёмках актрису загримировали до неузнаваемости — одна из подруг, увидев её в гриме, даже поинтересовалась: «Что это за идиотка с фигурой Теличкиной?».

А вот Михаил Кокшенов после съёмок в «Не может быть!» стал постоянным гайдаевским актёром и ещё не раз работал с режиссёром на одной площадке.

В «Не может быть!» в новом для себя амплуа предстал актёр Раднэр Муратов — после роли беглого преступника Василия Алибабаевича в «Джентльменах удачи» он переквалифицировался в милиционера.

На роль папаши в новелле «Свадебное происшествие» Гайдай приглашал Юрия Никулина, но тот был занят в цирке и от съёмок отказался. В результате его место занял Георгий Вицин, а Никулин с тех пор больше не сыграл ни в одном гайдаевском фильме.

На съёмочной площадке «Не может быть!» Вицин встретился с Людмилой Шагаловой — в картине Гайдая они сыграли мужа и жену. Прежде актёры уже снимались вместе, причём на экране их всегда связывали родственные узы.

В комедии «Женитьба Бальзаминова» Шагалова исполнила роль матери Вицина, а вот в фильме «А вы любили когда-нибудь?» всё было совсем наоборот — тут уже Вицин появился в неожиданном образе матери Шагаловой.

Натурные съёмки фильма проходили в Астрахани. В кадр попали многие местные достопримечательности: Татар-Базар, церковь Иоанна Златоуста, Астраханский кремль.

Читайте также  Куда пропала Анна Ковальчук и как "Тайны следствия" отразились на ее семейной жизни

Зная о любви Натальи Крачковской к варёным ракам, астраханские поклонники сделали ей неожиданный подарок — заполнили живым деликатесом ванну в гостиничном номере актрисы и вдобавок подарили ей две трёхлитровые банки пива.

Крачковская осилила лишь одну кружку пенного, а вот раков наелась на всю оставшуюся жизнь. Узнав об этом, Леонид Гайдай заявил: «Делиться надо с друзьями!».

Чтобы продукты из сцены свадебного застолья дольше сохраняли товарный вид, директор картины поливал еду керосином. Так у актёров появился дополнительный стимул отыгрывать эпизоды с первого дубля — в павильоне стоял невыносимый запах.

А вот чёрная икра в фильме была ненастоящая — её успешно заменила утиная дробь, сдобренная растительным маслом.

Источник