Современное поколение иногда воспринимает советское кино слегка снисходительно: мол, режиссеры, актеры, музыка шикарны, а вот со спецэффектами проблема.
Максимум – приводит оправдания: дескать, не хватало финансирования… А ведь это не так. Чтоб оценить пресловутые спецэффекты адекватно, надо: сравнить их не с нынешними компьютерными технологиями, но с достижениями кино-индустрий других стран того же периода, когда снимались фильмы СССР.
Отойти хотя бы на время от скромности, которую наш народ впитывает с материнским молоком. Безусловно, хвастовство смешно.
Но, если мы повышенно требовательны к отечественным творцам – надо с такой же степенью требовательности относиться к их зарубежным коллегам.
К примеру, исследователь советского кино Юлия Хомякова доказывала: наш Александр Роу не искал каких-то новшеств, а использовал лишь старые, «отработанные приемы, не уставая подчеркивать, что его цель – не ставить чудо выше человека».
Если даже эксперты «скромничают», что говорить о простой публике? Ведь, прочитав подобную характеристику, многие решат, будто не было ничего нового ни у Роу, ни у других советских режиссеров.
Между тем у наших режиссеров и операторов учились западные коллеги. Так, опыт великого кино-сказочника Александра Роу перенимал Стивен Спилберг, который восклицал: «Это настоящее самостоятельное культурное явление, которое еще никому не удалось повторить!»
За рубежом эксперты с самого начала высоко ценили Александра Артуровича. Так, итальянцы в «Оссерваторе Романо» отзывались весьма восторженно о его «Кощее Бессмертном»:
«Поистине чудесный фильм, чудесный и интересный с кинематографической точки зрения. С технической стороны он исключительно зрелищен».
И до сих пор те, кто по-настоящему глубоко разбирается в мире кино, считают Роу огромным талантом как в режиссуре, так и в спецэффектах.
Роу не только не ограничивался «отработанными приемами», но и обожал эксперименты. Назовем некоторые из них (чтоб перечислить все, нужен не Дзен-пост, а целый книжный том).
1. Трюки и спецэффекты с животными
В юности Роу получил такой совет: на съемках любое животное всё усложняет, надо заменять его куклой.
Как хорошо, что будущий король спецэффектов советского экрана не послушал этот совет! Да и рисованными мультяшками не заменил реальных зверушек.
Уже в дебютной его режиссерской работе «По щучьему веленью» было не просто животное, а настоящая щука. При этом она и двигалась в нужных по сюжету направлениях, и… говорила. Подчеркиваю: фильм снимался в 1938 г.!
Были в актерском составе в разных кино Роу также: орлы и коршуны. Вспомним «Королевство кривых зеркал». Там в финале люди превращались в животных: король Йагупоп – в попугая, главнейший министр Нушрок – в коршуна и т. д.;
А еще зайцы. Они скакали, колотили лапками по пню и проч.; коты, которые вели себя очень мудро; кони. Например, в «Морозко» персонажи катались на тройке, которую режиссер ангажировал на Калининском ипподроме.
Любопытно, что другие кони при съемках «Кощея Бессмертного» испугались костюма и грима главного героя в исполнении Георгия Милляра.
Увидев его, эти животные начинали шарахаться, тревожно ржать и даже лягаться. Пришлось вспомнить старый народный метод и завязать им глаза; медведи.
Эти короли лесов весело скакали, собирали грибы, танцевали и вообще принимали самое активное участие в сценах. Кстати, в том же «Морозко» снималась медведица Маня, которая, отработав свое перед камерой, шла отдыхать в пристройке у городской бани…
2. Левитация
В фильме «По щучьему велению» главный герой Емеля разъезжал на русской печке. И она вполне правдоподобно перемещалась, даже испускала клубы дыма. Это было настоящее произведение «инженерного искусства» для того времени.
Двигалась также деревянная избушка, в которой жила Бaбa-ягa в исполнении одного из самых блистательных актеров в сказках Роу – Милляра. Для этого специальные работники двигали специальными же рычагами.
Более того, чтоб жилище злoвpeдной старушки начало танцевать, создали еще 2-ю сказочную избушку – из самого обычного… поролона.
В других сказках Роу появлялись и довольно быстро перемещались самостоятельно: ковер-самолет; ведра с водой; дрова, которые сами собой складывались в поленницу; самоходные сани.
На них раскатывала скромница Настенька в «Морозко». В движение эту самоделку приводил большой грузовик, к которому крепили длинный металлический трос, невидимый для кинокамеры.
Также в разных фильмах нашего режиссера летали самые разнообразные предметы. Пусть многие из них были бутафорскими. Но ведь Роу снимал с 1938 по 1975 г.
3. Невероятные создания
С помощью специалистов Роу сотворил Змея Горыныча. И сотворил практически «из миража, из ничего, из сумасбродства моего» (как пели в советском фильме другого режиссера).
Это существо имело ни много ни мало 5 метров роста и 11 метров длины. У него было несколько голов, каждая из которых двигалась самым сложным образом, выдавая в нем разумное создание.
Изготовили его в загорской мастерской игрушек. А чтоб он двигался, 20 человек работали по заранее установленному четкому плану, дергая за разные приспособления.
Горыныч из «Варвары-красы, длинной косы» для своего времени был эффектнее, чем современный Смауг из «Хоббита»!
4. Исчезновение героев и предметов
В фильмах Роу герой мог спуститься под воду и пропасть… а потом выйти в другом месте. Сегодня это один из самых несложных трюков. Но попробовал бы кто сделать такое в докомпьютерную эпоху!
Точно так же живые персонажи и неодушевленные предметы могли исчезнуть и появиться из ничего на глазах у «изумленной публики».
5. Комбинированные съемки
Вот мы, наконец, дошли и этого приема. Да-да, именно с его помощью во многом снимали исчезновение и внезапное появление людей и предметов, допустим в фильме «Варвара-краса, длинная коса». И не только.
6. Метод инфрамаски
Технически это происходило примерно так: 1 эпизод снимали 2 раза на 2 пленки, потом пленку обрабатывали специальной химией и объединяли оба изображения.
Может быть, сегодня в некоторых кадрах мы увидим отдельные технические погрешности таких наложений.
Но не устаем повторять: ведь всё это снималось «на заре туманной юности»! Причем наш маэстро кино-сказки применял одну из наиболее сложных вариаций инфрамаски.
7. Метод обратной съемки
Как можно догадаться из названия метода, нужно было кинопленку прокрутить в обратном направлении.
На выходе получалась сцена, при которой публика видела (или наоборот не замечала – в зависимости от замысла режиссера) обратный ход событий.
Такой метод позволял: совершать определенные трюки, допустим с прыжками с высоты; придавал ситуации юмора – как в сцене с котом и собакой, которые бежали зaдoм наперед, или в сцене с пятящимися гусями.
В целом не зря эксперты кино называют Роу первопроходцем и кудесником. В те годы такие трюки и спецэффекты были равносильны чуду.
Режиссеру помогали самые разные специалисты, от инженеров до дрессировщиков (например, много трюков с животными придумал и воплотил Георгий Алексеев).
СМИ указывали, что в съемках принимали участие очень многие. Порой, чтоб отснять мелкий эпизод, одновременно задействовали порядка 100 человек, а то и более.
При этом на съемочной площадке не царил хаос, как бывает у некоторых слишком творческих режиссеров. Напротив, у Александра Артуровича всегда было идеально чисто и упорядоченно.
Великий кино-сказочник Роу создал для нас целый мир, настоящую сказочную вселенную. Уже во время премьеры каждый его фильм восхищал публику и становился любимым у наших и зарубежных зрителей.
Так, в Словакии до сих пор 31 декабря обязательно смотрят «Морозко». Он там входит в непременную новогоднюю кино-программу, как у нас – «Ирония судьбы…».
Помимо прекрасной режиссуры, великолепной игры актеров, искрометного юмора, в кино Роу были еще и потрясающие спецэффекты, которые он создавал для того, чтобы каждая картина стала еще лучше.