Инна Бурдученко и её трагический третий дубль: как из-за режиссера-самодура погибла талантливая актриса, сыгравшая Иванну

По сей день гибель актрисы Инны Бурдученко считают таинственной и связывают с ролью в фильме «Иванна» вышедшего на экраны в 1960 году.

Девушка в миг стала восходящей звездой. Ее игра была не просто игрой, она буквально прожила жизнь своей героини.

Но, как сказал кто-то из великих, когда актер вживается в образ так, что перестаёт играть — заканчивается Театр. Вот и Инна слишком вошла в роль. Её судьба пошла совсем другим путём…

«Иванна»

Инна Бурдученко родилась на Украине в 1939 году. Девочка росла живой и увлекающейся. Ей нравилась и музыка, и рисование, и танцы. В то же время она грезила художественной гимнастикой, мечтая стать чемпионкой страны.

Родители же косо смотрели на увлечение дочери, считая спорт занятием несерьезным. Они видели ее в белом халате, со стетоскопом в руке — профессия врача во все времена считалась престижной.

Но Инна удивила всех. Окончив школу, отправилась в Киев учиться на артистку. С первого раза поступить не удалось. Приемная комиссия не увидела в ней особого таланта.

Но мечты сниматься в кино девушка не оставила. Вернувшись в родной Чернигов, устроилась в местный театр, где ей доверили заниматься реквизитом.

Инна Бурдученко

Иногда Инне даже разрешали появляться на сцене в массовке, и это было для нее огромной радостью. К тому же она получала какой-никакой актерский опыт.

Спустя время худрук театра, плененный красотой исполнительной статистки, предложил ей роль Джеммы в спектакле «Овод» с которой она справилась блестяще.

И еще раз убедилась, что ее призвание – быть актрисой. Через год девушка опять предприняла попытку поступить в театральный ВУЗ. И снова получила препятствие.

Уже сейчас начинаешь верить, что может, это и был тот самый знак о последующей трагедии. Судьба первоначально не благоволила ей там учиться, но желание оказалось сильнее.

«Иванна»

Стать студенткой Театрального института имени Карпенко-Карого у Бурдученко получилось лишь с третьей попытки. Зато уже на третьем курсе случился ее дебют в кино и пришла известность, любовь и признание зрителей.

В 1959 году Инна шла по коридору института, когда навстречу ей попался режиссер Виктор Ивченко. Вот уже который месяц он подыскивал главную героиню в свою картину «Иванна».

Читайте также  Как сельский парень Москву покорил: псевдоним, взлет и пропажа с эстрады Николая Трубача

Высокая девушка с бездонными темными глазами, с тенью трагичности на тонком лице и прямой, как натянутая струна, спиной плавно повернула в его сторону голову, и он оторопел. Это она!

Уже утром следующего дня Инна проходила пробы, хотя все понимали — это просто формальность. Ивченко утвердил студентку на роль еще вчера, едва увидев.

«Иванна»

Картина киностудии Довженко «Иванна» затрагивала страшную и весьма опасную тему того времени — сотрудничество украинской униатской церкви с фашистскими оккупантами.

Бурдученко должна была сыграть дочь грекокатолического священника, враждебно настроенную к советской власти. До того ее не принимающую, что даже готова уйти в монастырь.

А когда начинается война и на Украину приходят немецкие захватчики, у девушки открываются глаза. Она видит, как униаты принимают нацистов, помогают им, одобряют истребление евреев и казнь партизан.

Строчат доносы на местное население. Иванна принимает решение уйти в партизанский отряд, где начинает яростную борьбу с фашистами.

Немцы открывают на героиню настоящую охоту, в чем им помогают служители церкви и полицаи. В итоге девушка оказывается в руках врагов. Ее мучительно пытают, а потом казнят.

Зрители встретили киноленту на ура. Только за первый год проката в СССР ее посмотрело около 32 млн. зрителей. К актрисе, исполнившей главную роль, пришла всесоюзная слава.

Раздирающий душу кадр, где Иванна с петлей на шее и фанеркой на груди с надписью: «Она помогала партизанам» пестрел на обложках печатных изданий не только Советского Союза, но и стран соцлагеря.

«Иванна»

Но были у картины и противники — униатская церковь. Информация о фильме дошла до Папского престола. По слухам, Ватикан был крайне возмущен, а Папа Римский Иоанн XXIII предал всю съемочную группу анафеме.

Уже спустя годы в одной из львовских газет вышел материал-расследование, где описывалась судьба всех тех, кто был задействован в съемках картины.

Практически всех преследовали несчастья по жизни. Но списывать их на кару небесную абсурдно. Ничего связанного с Богом в истории с Инной, конечно же, не было.

То, что случилось с восходящей звездой СССР на съемках следующей картины, иначе как обычным человеческим фактором халатности и самоуверенности назвать сложно.

Читайте также  Как умирал Джигарханян. Целый спектакль разыграли

В погоне за кадром режиссеру было глубоко наплевать на то, что перед ним живой человек и может произойти несчастье.

Инна Бурдученко на съемках

К слову, Бордученко была успешна не только в профессии. Сразу за славой пришло и личное счастье. Страстный поклонник актрисы Игорь Кирилюк недолго ухаживал за понравившейся ему девушкой.

Она и сама сильно влюбилась и ответила ему взаимностью. Молодые люди поженились. Инна ждала ребенка, когда режиссёр Анатолий Слесаренко предложил ей снятся в патриотической картине «Так никто не любил».

Актриса играла комсомолку и в одной из сцен должна была самоотверженно броситься в горящее здание, чтобы вынести оттуда знамя.

«Иванна»

Снимать решено было тремя камерами с трех точек и разными объективами, что равносильно съемке трех дублей. Сцена намечалась крайне опасная. Все находились в большом напряжении.

Кадры с огнем — всегда огромный риск. Деревянную постройку щедро полили бензином и подожгли. Пламя полыхнуло. Режиссер отдал команду о начале съемок…

Но с первого раза удачно снять не удалось. Слесаренко принял решение повторить дубль. Но ему снова что-то не понравилось.

Все это время постройка горела. И когда он отправил туда Инну в третий раз, — горящие балки заскрипели и обрушились прямо на актрису.

Надо отдать должное мужчинам из массовки, которые самоотверженно кинулись к полыхающим руинам и вытащили из-под них раненую Бурдученко. Её тут же отвезли в донецкую больницу, где стали оказывать медицинскую помощь.

«Цветок на камне».

Но что значит получить 78% ожогов кожи, думаю, все понимают. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева лично контролировала лечение молодой женщины.

В распоряжении врачей оказались самые современные препараты и средства. Актриса периодически приходила в сознание и даже строила планы на будущее.

Казалось, вот-вот и она поправится. Думать о страшном никто не хотел, ведь ей был всего 21 год. К сожалению, спустя две недели Инна Бурдученко скончалась.

Не увидел свет и ее неродившийся малыш. Муж актрисы пережил любимую супругу только на три года. Погиб в автомобильной аварии.

После трагедии следователи занялись расследованием произошедшего. И виновный был найден. Им оказался режиссёр картины Анатолий Слесаренко.

Мужчину отправили за решетку на пять лет. Правда, уже спустя два года он благополучно вышел по амнистии.

Читайте также  Юрий Айзеншпис и его запутанные отношения с женщинами: от собственной жены до Кати Лель

Начатую им картину «Так никто не любил» всё же доснял и выпустил на экраны знаменитый Сергей Параджанов. Фильм получил название «Цветок на камне».

Однако, по мнению критиков и зрителей, проект получился незаконченным и недосказанным, с сомнительной идеей и задачей. А еще очень тяжелым.

В первую очередь от осознания того, что такая красивая женщина и замечательная актриса так нелепо погибла из-за дурости одного человека.

Анатолий Слесаренко

Судьба самого Слесаренко сложилась неоднозначно. Выйдя из тюрьмы, он продолжил свою профессиональную деятельность. И даже вроде имел успех.

Но незадолго до распада Советского Союза в «Литературной газете» вышла разгромная статья в его честь. Журналист Галина Силина с уверенностью описала все «подвиги» этого человека.

По ее словам, мужчина был замешан в финансовых махинациях и жил с чужой биографией. Для всех он являлся фронтовиком и орденоносцем, по факту же имел всего одну награду — «За боевые заслуги», выданную уже после Великой победы.

И получил он ее не за боевые заслуги, а за активное участие в художественной самодеятельности.

Сергей Параджанов

А еще выяснилось, что Слесаренко скрылся от призыва на фронт. И в годы оккупации находился в поселке Любеч Черниговской области, где проживал вместе с родителями, подрабатывая в театре, устраивающем концерты для немцев.

Силиной удалось узнать, что за свою старательную работу предатель щедро получал вознаграждение от фашистов.

После разоблачения режиссера с позором выгнали с киностудии, лишили всех наград и исключили из Союза кинематографистов. Припомнили ему и гибель Инны Бурдученко.

Тогда же возникла версия, что незадолго до съемок режиссёр склонял ее к сожительству. Однако, не получив взаимности, остался очень зол и недоволен.

Якобы, поэтому несколько раз заставлял переснимать, в сущности, небольшой эпизод, гоняя беременную актрису три раза в горящий дом, что и привело к ужасной трагедии.

Узнать, как все было на самом деле, сегодня уже не получится. Единственный человек, который мог бы рассказать правду — это сам горе-режиссер. Но он умер в 1997 году в возрасте 73 лет.

Источник